– Главная цель – стать белыми аболиционистами. А это значит по-настоящему менять устои, искоренять культ белых и не позволить белым снова утвердиться. Но нам дотуда ещё несколько световых лет.

 – Ты, б**дь, умственно отсталый? Ты чё, на **й, несёшь? Ты – белый.

Май 2020-го. В небольшом городке Эддингтон, кажется, всё идёт своим чередом. Ни разразившаяся пандемия COVID-19, ни невротичный шериф Джо Кросс (Хоакин Феникс), ни деспотичный мэр Тед Гарсия (Педро Паскаль) не в состоянии изменить существующий здесь порядок вещей.

Однако когда шериф решает выставить свою кандидатуру на предстоящих выборах главы местного муниципалитета, равновесию приходит конец.

С одной стороны, четвёртая полнометражная работа Ари Астера – незамысловатый нео-вестерн, с другой – картина, вобравшая в себя сразу несколько направлений и впитавшая множество идей.

Сюжет «Эддингтона» строится вокруг противостояния шерифа и мэра, но полноправным главным героем можно назвать лишь персонажа Хоакина Феникса.

Звезда «Гладиатора» и «Тебя никогда здесь не было» играет человека, внутренние демоны которого угрожают не только ему самому, но и людям вокруг. Актёру не привыкать к подобным персонажам – схожие по типажу роли были у него в недавних «Джокере» и «Наполеоне».

Сопереживать, впрочем, Кроссу довольно сложно: мужчина лжёт, лицемерит, пресмыкается и предаёт. Он проявляет себя как рохля и подкаблучник, не отличается сообразительностью и в целом не демонстрирует особой эмпатии к окружающим.

Тем не менее Астер удерживает наше внимание на герое Феникса. Режиссёр делает из протагониста человека уязвлённого и слабого. А за слабого, как известно, легче болеть.

Схожие чувства вызывают остальные жители Эддингтона: выслуживающемуся перед губернатором мэру нет никакого дела до жителей своего города, психически неуравновешенная жена Джо Луиза (необыкновенно молчаливая Эмма Стоун) будто бы сознательно всё только портит, офицер Гай (Люк Граймс) предпочитает не думать, а делать, тинейджеры заражаются синдромом толпы, а мать Луизы Дон потворствует странностям дочери и увлекается теориями заговора.

Слюнтяи, приспособленцы, расисты и жертвы обстоятельств – такими героями заставляет любоваться нас Ари Астер. Если бы он избрал серьёзный тон повествования, такая диспозиция, вероятно, превратила бы фильм в скучное зрелище. Но режиссёр наполняет ленту чёрным юмором, шутками на грани фола, социальной и политической сатирой, а также разбрасывает то тут, то там разнообразные пасхалки. Для чего он это делает, станет понятно ближе к концу.

Немало времени уделяется проблемам пандемии COVID-19 (есть здесь и антимасочники, и адепты аксиомы Эскобара), а также вопросам толерантности и нетерпимости.

На фоне основной истории набирает силу движение Black Lives Matter. Самый смешной (и одновременно – грустный) связанный с этим эпизод – сцена, в которой на улицы Эддингтона выходит группа подростков, требующих остановить полицейский произвол и ратующих за ограничение прав белых. Вся соль в том, что в кадре в этот момент вы не найдёте ни единого темнокожего.

События фильма разворачиваются в Эддингтоне – стоящем вдалеке от основных крупных агломераций маленьком городе. Это герметичное пространство, в котором почти не действуют законы логики. Это полуреальной мир, сюрреалистичный, находящийся как бы на границе миров. Однако, если присмотреться к Эддингтону внимательнее, окажется, что небольшой населённый пункт в Нью-Мексико – калька с мира настоящего, не фантасмагорическая поделка на окружающую нас действительность, но монументальная фреска о всех нас.

Это история о всемирной паранойе, одним из катализаторов которой становятся соцсети, YouTube и прочие современные онлайн-платформы. При помощи смартфонов люди документируют свои жизни, ведут блоги, читают новости, делятся эмоциями. Горят экраны планшетов, ноутбуков и компьютеров.

Экраны, экраны, экраны.

Автор задаётся вопросом: интернет – великое благо или вселенское зло? Зависит от угла зрения. А ещё – от способа использования.

Напряжённый финал, в котором сатирическая комедия вдруг превращается в напряжённый триллер о слетевшем с катушек тихом человеке (напрашивающаяся аналогия с картиной Эбби Роу Смита «С меня хватит!» вполне уместна), а затем неожиданно трансформируется чуть ли не в вязкий слэшер, в этом плане очень показателен.

При помощи стрекочущей, зубастой пилой елозящей по нервам музыки Дэниэла Пембертона («Суд над чикагской семёркой», сериал «Медленные лошади», «Феррари») и Бобби Крлика («Солнцестояние», сериал «Грызня»), размеренной камеры Дариуса Хонджи («Семь», «Пляж», «Микки 17»), обилию затемнённых сцен и частому обращению к скринлайфу мы оказываемся в мире, где важна не истина, а точка зрения, не интерпретация события, а отклик на него, не новость, а сенсация.

Неожиданный эпилог меняет впечатление от жанровой принадлежности «Эддингтона». Фильм оказывается настоящим фильмом ужасов. Дело в том, что ужасы – это не всегда истории о древних демонах и жутких призраках. Иногда ужасы – то, что находится внутри нас.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here