Тима (Макар Хлебников) живёт с отцом (Дмитрий Поднозов) в отрезанном от «большой земли» якутском посёлке. Он мечтает поступить на бюджет и на время обучения перебраться в Новосибирск. Со дня на день должны прийти результаты экзаменов, которые определят судьбу парня. В его планы вклинивается возвращение старшего брата Кеши (Юра Борисов), отмотавшего немалый срок.

Дабы тот не слонялся без дела, отец пристраивает Кешу в местную золотодобывающую артель. В первый же день у молодого человека возникает конфликт с охранником предприятия (Василий Щипицын). Вскоре его с позором увольняют с работы, вменяя кражу имущества, которую он не совершал. В отместку Кеша решает похитить неучтёнку из сейфа начальника артели (Александр Мосин) и смыться с вырученными деньгами из родного захолустья.

Кончится лето (2025)

О том, что якутское кино переживает свой ренессанс, сейчас не говорит только ленивый. Даже авторские фильмы, не имеющие широкого проката, периодически попадают в фокус внимания общественности. Правда, на коммерческий успех рассчитывать приходится не всегда. Если вы взгляните на лайнап любого российского кинофорума, с высокой долей вероятности обнаружите сразу несколько картин из Республики Саха. Некоторым якутским режиссёрам даже удаётся выходить на мировой уровень. К таковым можно отнести и Владимира Мункуева с Максимом Арбугаевым.

Первый был отмечен наградой в секции «К Востоку от Запада» на кинофестивале в Карловых Варах за фильм «Нуучча». Второй так и вовсе получил номинацию на «Оскар» за короткометражный док «Выход». Их новую и на сей раз совместную работу также не обошла премиальная слава. На прошлогоднем кинофестивале «Маяк» жюри присудили «Кончится лето» главный приз конкурса. Возможно, лента так бы и осталась скрытой от глаз обывателя жемчужиной, но контекст выхода определённо поспособствовал ажиотажу вокруг неё. Речь, конечно же, идет о Юре Борисове, задействованном на одной из главных ролей. Пока фильм добирался до больших экранов, последний успел стать номинантом на «Золотой глобус», BAFTA, «Оскар» и ещё уйму премий помельче.

Кончится лето (2025)

«Кончится лето» – тот редкий случай в отечественном кино, когда по многим признакам фестивальная картина имеет все шансы стать зрительским хитом. Уже сам жанр криминального роуд-муви располагает к этому. Поначалу может показаться, что акцент в истории будет сделан на классовом конфликте как первопричине кражи, ведь антисистемный посыл характерен для большинства лент об ограблениях. Однако за экспроприацией золота героем Борисова стоят не столько желание отомстить или обострённое чувство справедливости, сколько корыстные и довольно эгоистичные в своей сути мотивы.

Борисова часто упрекают в том, что он не вылезает из типажа «гопника с добрым сердцем», но его персонаж в фильме Арбугаева и Мункуева совсем не вписывается в образ «Робина Гуда из российской глубинки». И если первые «подвиги» Кеши ещё можно оправдать тем, что на кону стоит жизнь брата и его самого, то по мере развития сюжета сопереживать ему становится всё сложнее.

Кончится лето (2025)

Горе-грабитель и без пяти минут рецидивист больше всего боится понести ответственность за свои действия и готов бежать от неё до самой смерти, не считаясь ни с какими преградами на своём пути. От этого страдают окружающие – как члены семьи, так и втянутые в замес посторонние. Даже когда Кеша понимает, что терять ему больше нечего, он сохраняет надежду, что всё вернётся на круги своя, а это значит, что цель оправдывает средства. Он сам себе отпускает индульгенцию на кражи и убийства, и далеко не всегда от него это требуют обстоятельства. Всё это делает героя пускай и не единственным, но главным антагонистом истории.

Младший брат оказывается на порядок благоразумнее старшего. Тима, ставший невольным попутчиком последнего, прекрасно осознаёт, что как прежде уже не будет. Он не приемлет насилие, но достучаться до потерявшего всякие нравственные ориентиры родственника у него не выходит. У него, в отличие от уголовника Кеши, имеется конкретный жизненный план: поступить в университет и выбиться в люди. Макару Хлебникову уже не впервой играть персонажей, которые предстают единственным оплотом здравомыслия. Пару лет назад актёр в картине «Снегирь» своего отца Бориса Хлебникова воплотил во многом похожего героя.

Кончится лето (2025)

Идейное противостояние братьев разгорается медленно. Кажется, что обстоятельства толкают их быть на одной стороне. Но чем больше злодеяний совершает Кеша, тем очевиднее становится, что между героями существует огромная пропасть. В третьем акте нередко повисает гробовая тишина. Персонажам Борисова и Хлебникова попросту нечего друг другу сказать, и это молчание передает их мировоззренческий конфликт лучше любых диалогов. Возможно, это самые сильные роли в карьерах актёров.

«Кончится лето» погружает зрителя в суровый мир ультранасилия и человеческих пороков. Это нарочито маскулинный боевик о цене ошибок и скверных решений. На экране практически отсутствуют женщины, а те, что есть, появляются лишь на мгновение с парой реплик и никоим образом не влияют на сюжет. Впрочем, много ли мы знаем фильмов о бандитах, где историей верховодили бы не мужчины? А вот Мункуев и Арбугаев в своей картине как раз изобличают агрессивную брутальность, которая зачастую служит ширмой для трусости и глупости.

В ленте полным-полно еле заметных, но очень смелых по нынешним меркам подтекстов. «Кончится лето» – произведение, существующее в конкретном контексте, а не идеологическом вакууме. Всё не ограничивается одним лишь творчеством Виктора Цоя, к которому отсылает название. Авторы отважились вступить в межтекстовый диалог (а на самом деле философский спор) с культурным наследием Алексея Балабанова. Неспроста ж на роль Кеши пригласили именно Юру Борисова, которого постоянно сравнивают с Сергеем Бодровым-младшим. Однако назвать картину претенциозной чернухой или фестивальной прикормкой язык не повернётся, даже несмотря на царящую в кадре «русскую хтонь» и угнетающие своей мрачностью пейзажи природы.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here