Шестнадцатилетние одноклассники Саша и Даня – полные противоположности. Их сближает не только одиночество, но и одинаковое неприятие несправедливости мира.

Подростки сбегают из дома, бросая вызов безразличию, жестокости и лицемерию взрослых, пытаясь отстоять не только свою любовь, но и право быть самими собой.

Самые яркие воспоминания остаются от первых потерь. Взросление происходит не обязательно в подростковом возрасте, но именно в нём часто случается самое главное.

Фильм российского режиссёра Александра Ханта «Межсезонье» шёл к большому экрану нелегко. В основу картины легла реальная трагическая история двух влюблённых подростков, сбежавших от запрещающих им встречаться родителей. Забаррикадировавшиеся в загородном доме, они нашли в нём оружие…

После этих драматических событий 2016 года, режиссёр сразу изучил все доступные материалы и видео, использовал свой опыт работы в летних подростковых лагерях. Деньги на многострадальное «Межсезонье» собирали всем миром, искали молодых актёров из народа, работали в долг.

Опыт такого «партизанского» кино уже есть в российском кинематографе. В фильме-эксперименте Павла Костомарова и Александра Расторгуева «Я тебя люблю» (2010) не было ни одного профессионального актёра. Истории были собраны из присланных по заданиям постановщиков народных видео. Ангелина Никонова впервые сняла на два фотоаппарата «Портрет в сумерках» в 2011-м по своему сценарию с участием только одной профессиональной актрисы.

На создателей «Межсезонья» оказало большое влияние наследие советского режиссёра Динары Асановой («Пацаны», «Не болит голова у дятла»). В картине сквозят темы её фильмов, есть параллели с её художественными приёмами и узнаваемые оммажи на авторский стиль выдающейся постановщицы.

Премьера «Межсезонья» откладывалась несколько раз. Сдвиги начала проката привели к новому актуальному смыслу, который совпал с острой повесткой сегодняшнего дня: а есть ли оно – будущее для молодых?

Ещё в прологе реальные подростки ломают четвёртую стену, откровенно рассказывая о своих страхах и одиночестве. Название фильма точно определило момент. Время в картине словно остановилось. По инерции все продолжают жить в ожидании того, что никак не наступает, застряв в нигде. В этом лимбе обитают угрюмые бармены в униформе, уныло бредущие вдоль дорог жители пригорода, индифферентные родители и учителя. Даже наивные первоклассники в парадных белоснежных рубашках выглядят уставшими и обречёнными. Весь этот привычный морок контрастно сопровождается жизнерадостным маршем хора энергичных бабушек в русских кокошниках.

Главная героиня, дерзкая Саша (Женя Быкова), спешит и хочет всего и сейчас. Она давно потеряла контакт с измученной жизнью мамой (Жанна Пугачёва) и жестоким отчимом (Константин Гацалов). Бывший спецназовец самоутверждается привычным бытовым насилием. Его индульгенция – красная корочка удостоверения.

Нерешительный Даня (Игорь Иванов) быстро заражается от бунтующей одноклассницы энергией протеста. Ведь душная гиперопека собственной матери (Ольга Саханова) невыносима. Два одиночества нашли друг друга и не намерены сдаваться этому миру. А может получится вырваться из порочного круга, заполучить свой кусок счастья и иное будущее?

Реальная история псковских 15-летних подростков Кати и Дениса была неразрывна связана с интернет-пространством. Они отчаянно нуждались в помощи и вели онлайн-трансляции, чтобы было не так страшно. Они рассказывали о происходящем и привлекали свидетелей. Ребята просили советов, пытались общаться с теми, кто подключался к стриму. Пользователи с любопытством следили за ходом драматических событий вживую. Большинство воспринимало видео как страшный развлекательный аттракцион, даже не пытаясь предотвратить надвигающуюся трагедию.

Ещё в начале фильма мобильные телефоны героев решительно летят в мусорный контейнер. Разве сможет унять нестерпимую боль электронное устройство, воспроизводящее безучастные голоса и изображения? Режиссёр намеренно отказывается от современных гаджетов, которые так и не помогли в реальной истории. Они оказались бесполезны, когда нужна настоящая теплота, близость и участие. Человеку нужен человек. Опьянённая свободой юная пара изгоев пускается в своё первое и последнее путешествие по имени жизнь налегке. С чувством нарастающей тревоги роуд-муви затягивает тебя вихрем в воронку роковых событий.

Ритмичный монтаж сопровождает мастерски выверенный саундтрек. Музыка то нарастает, несясь вперёд по тревожной дороге в черноту ночи, то мурлыкает, убаюкивая странников, даря видимость надежды. Темпоритм истории меняется несколько раз. Режиссёр превращает это в удачный приём преднамеренно. Так он показывает мир подростка изнутри в его динамике с порывами, паузами и резкими скачками.

Хорошо проработанный художественный мир фильма делит пространство надвое. Город встречает нас бытовым китчем: аляповатые розочки на кружках, простынях и обоях, бодрая геометрия детских площадок, бравурная реклама торговых центров среди типовых домов спальных районов.

Постепенно напряжение растёт, но сама история замедляется. Появляются гипнотические рапиды. Мы оставляем фальшивый мир и погружаемся в сакральное пространство. В нём всё величественно и таинственно: река, деревянная хижина, лес. Подростки чувствуют здесь себя беззащитными и уязвимыми. Высокие бесконечные заборы, странные и пугающие люди (Владимир Спартак).

Покидая город, герои вступают на свой главный и последний путь. Обратного хода нет. Всё лишнее оставлено позади. Переход уже близок. Лес завораживает. Тёплый солнечный свет углубляет контраст глубины теней в хижине. Воздух становится холоднее, острее и прозрачнее. В нём особенно пронзительны белоснежные берёзовые стволы, полёт качелей и медленно кружащие первые снежинки. Всё реально и очень похоже на сновидение.

Мы наблюдаем почти обрядовую смену облика персонажей перед переходом в иное качество и иной мир. Клятва и ритуальное соединение влюблённых через омовение –кульминационная точка инициации, перерождения и невозврата. Далее уже идёт неостановимое и всё ускоряющееся движение к безмолвию финала.

Вместе с главными героями «Межсезонья» зритель проходит путь до самого конца. Сможем ли мы оставить их в покое, чего так отчаянно требует главная героиня? Хотим ли мы того же, что и они? Разгадав головоломку из надписей, разбросанную по всему фильму («Жизнь слишком прекрасна, чтобы бояться»), получаем ли мы импульс к собственному изменению? Серьёзные глаза подростков, пытающиеся встретиться со взглядом зрителя в тёмном зале, полны вопросов и надежды…

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here