– Зачем люди вообще женятся?
– Потому что все говорят, что так надо. И потому что им одиноко. И потому что они полны надежд.
Профессиональная сваха Люси (Дакота Джонсон) помогает состоятельным ньюйоркцам найти пару на основе данных о росте, весе, доходе, предпочтений в музыке и кино. Не любовь, а сделка – только и всего!
Такой же подход Люси старается перенести в личную жизнь. Однако когда молодая женщина встречает обаятельного миллионера без видимых недостатков Гарри (Педро Паскаль), она почему-то не спешит под венец.
Дело осложняется неожиданным появлением едва сводящего концы с концами бывшего кавалера Люси, неудачливого актёра Джона (Крис Эванс). Очень скоро женщине предстоит сделать окончательный выбор.

Полнометражный дебют Селин Сон посвятила своему дому. Точнее, домам. Ведь родилась постановщица в Южной Корее, а сформировалась как личность в Канаде. В основе «Прошлых жизней» оказалась метафоричная созерцательная история, которая тонко уловила состояние застрявшего в безвременье человека, одновременно восторженного и разочарованного.
Настроенчески «Материалистка» (в оригинале – «Материалисты», так как автор очевидно видит таковыми всех своих героев) довольно сильно отличается от предыдущей работы Сон. Рефлексии тут куда меньше, а вот клишированных образов и неожиданных (якобы) поворотов сюжетной линии – больше.
Главная тема стара как мир. Постановщица рассуждает, как найти баланс между материальным и духовным, действительно ли с милым и рай в шалаше, как нас создают наши комплексы?
Воплощение идеи тоже далеко не ново: схожие истории выходили и в 50-е в фильме «Как выйти замуж за миллионера» с блистательной Мэрилин Монро, и на рубеже 70-80-х, когда Владимир Меньшов снял незабвенную «Москва слезам не верит». А в 90-е каноны жанра заиграли новыми красками в классической «Красотке» с Ричардом Гиром и Джулией Робертс в главных ролях.

«Материалистка», хоть и называется ревизионистской картиной, на деле не переосмысляет законы жанра. Просто вместо юмора и сантиментов Сон использует добрую грусть и… те же сантименты.
Знакомая по «Филадельфийской истории», «Энни Холл» и «Принцессе-невесте» фабула не претерпела тут никаких изменений: протагонистка встречает идеального мужчину, затем в её жизни появляется человек из прошлого, образуется любовный треугольник – женщине необходимо сделать сложный выбор.
Юмор пробивается сквозь полотно повествования исподволь, почти незаметно. Шутки полностью лишены двусмысленности, сальности и скабрезности – всё же на дворе уже не нулевые и даже не десятые.
Ещё больше придаёт «Материалистке» магнетизма туманной загадочности повседневно-уютная музыка Дэниэла Пембертона («Стив Джобс», «Суд над чикагской семёркой», «Человек-паук: Паутина вселенных»). В своей партитуре композитор придерживается принципов минимализма, добавляя в саундтрек мягкую перкуссию, минорные струнные и меланхоличное фортепиано.

Пасмурно-созерцательное настроение властвуют и над героями Дакоты Джонс, Педро Паскаля и Криса Эванса. Несмотря на перманентно витающую в воздухе приглушённую иронию, чувствуется, насколько серьёзна и ситуация Люси (хотя брачный агент без брака – тот ещё прикол!).
Беда в том, что герои будто бы не знают сами, чего они хотят. Люси в мгновение ока меняет свои решения. И хоть формально она имеет мотивацию, невооружённым глазом видна искусственная природа поступков женщины. Например, в одной из сцен героиня Джонс отвергает кавалера только потому, что она должна была его отвергнуть – иначе сюжет двинулся бы совсем в другую сторону. Проговорённая же персонажами причина не выдерживает никакой критики.
Джон же выглядит человеком без устремлений. Он слишком покорен перед судьбой, слишком зависим от окружающих, слишком индифферентен. Когда ему предоставляется возможность переспать с бывшей девушкой, он ей благородно не пользуется, хотя перед этим нам настойчиво показывали, что мужчина всё ещё неровно дышит к Люси. Возможно, Джон – импотент? Но тогда это был бы совсем другой фильм.
(Не говоря уж о том, что Крис Эванс в роли актёра-лузера – потрясающий мискаст).
Таким же оказывается Гарри. Герой Паскаля – нежный слабохарактерный рафинированный мальчик из высшего общества, который не знает, что такое быть мужчиной.
Но, может быть, в отсутствии сильных личностей бремя лидерства берёт на себя Люси? Отчасти это действительно так. Женщина очень деятельна, склонна к самоанализу, а значит, не лишена способности к самосовершенствованию. Но и Люси немного теряется, когда от неё требуется принять решение.
За героев решают обстоятельства (читай – (не) уверенная рука Сон).
Усугубляет ситуацию странные сюжетные ответвления. Например, линия об изнасиловании. Когда одна из подопечных Люси заявляет, что оказалась жертвой того самого мужчины, которого ей нашла наша героиня, кажется, вот сейчас «Материалистка» круто изменит свой вектор.
Но этого, конечно же, не происходит. Более того, история неожиданно оказывается обрывочной и завершается нарочито искусственно, не оказывая никакого влияния на основной сюжет.

Стилистически постановка Сон работает в поле модных инди-фильмов нового тысячелетия. Длинные кадры, центральное кадрирование, приглушённые цвета, атмосфера лёгкой элегии.
А в паре моментов даже как будто бы появляются неожиданные отсылки. Так, один эпизод отсылает нас то ли к «Шоссе в никуда», то ли к «Волшебнику страны Оз» Лаймена Фрэнка Баума.
Лента отдалённо напоминает работы Мишеля Гондри, Греты Гервиг, Шона Бэйкера и Купера Рэффа. Однако сущностно «Материалистка» ничем не отличается от классических ромкомов девяностых-нулевых.
«Материалистка» может напомнить вам о проблемах свободы выбора в «Римских каникулах» Уильяма Уайлера или в шедевре Фрэнка Капры «Это случилось однажды ночью». Может всколыхнуть воспоминания о мастере романтической комедии Эрнсте Любиче и его ученике Билли Уайлдере. Или заставит предаться ностальгии и мысленно вернёт к иконическим жанровым произведениям с Мэг Райн, Билли Кристалом, Джулией Робертс и Ричардом Гиром.
Беда в том, что любое из этих произведений будет интереснее фильма Селин Сон «Материалистка».



























