– Заполним же всю планету!

2054 год. Земля. Чтобы уйти от назойливых кредиторов, задолжавший взыскателям крупную сумму Микки Барнс (Роберт Паттинсон) вместе с другом Тимо (Стивен Ян) нанимается в экспедицию по колонизации ледяной планеты Нифльхейм.

Микки подписывает договор, согласно которому он становится «расходным материалом». Молодого человека отправляют на самые опасные миссии, ведь его смерть не катастрофична – в случае трагедии Микки можно «воскресить», заново напечатав на биопринтере.

Однако в определённый момент отлаженная система даёт сбой.

Микки Барнс запрограммирован умирать. Почему? Разве дело только в том, что он поставил подпись под контрактом, особо в него не вчитываясь? Или же всё куда проще, и судьба мужчины предопределена заранее?

На такие вопросы наталкивает синопсис новой постановки Пон Джун-хо. Однако уже из первого акта становится понятно, что акценты в истории смещены совсем в другую сторону.

При помощи крупных и среднекрупных планов, контрастной картинки (затемнённой в сценах на космолёте и ослепительно-белой на Нифльхейме), превосходно чувствующей себя в тесных коридорах межзвёздного корабля неторопливой камеры Дариуса Хонджи («Семь», «Пляж», «Бардо») и обманчиво умиротворяющей музыки Чон Джэ-иля («Окча», сериал «Игра в кальмара») южнокорейский постановщик живописует мазохистические приключения мистера Барнса.

В них – боль, страдания и… юмор. Используя гротеск и обращаясь к комедии положений, Пон Джун-хо передаёт всё многообразие человеческих взаимоотношений.

Режиссёр показывает, как грубая сила одерживает верх над интеллектом, как чревоугодие и другие излишества оборачиваются безразличием к окружающим, как развращает власть, куда уводят самые безумные желания, как насилие порождает насилие. По касательной автор задевает такие животрепещущие вопросы, как авторитаризм, неравенство, миграция и экология.

Но это далеко не весь перечень поднятых в «Микки 17» тем. Можно обнаружить в ленте и экзистенциальные дилеммы. Так, сразу в нескольких эпизодах герои, обращаясь друг к другу, вопрошают: «Ты боишься умереть?» и «Каково это – умереть?». Однако тут же сами находят ответ: «Даже на семнадцатом круге я ненавижу умирать».

Визуальное повествование увлекательное, спрессованное. Разбавлено оно множеством отсылок. Тут вам и оммажи на кровожадных жуков – арахнидов – из «Звёздного десанта», и сопоставление руководителя экспедиции, одиозного политика Кеннета Маршалла с известными государственными деятелями (а также – с медиамагнатами и активистами) прошлого и настоящего, и указания на германо-скандинавскую мифологию, и даже осторожный реверанс в сторону творчества Хаяо Миядзаки!

Фильм поставлен по роману «Микки-7». Вышедшая в 2022 году книга американского писателя Эдварда Эштона была высоко оценена критиками и по итогам года попала в списки лучших жанровых произведений.

Но полотно связано ещё и с предыдущими работами южнокорейского мэтра. Картина продолжает линии «Паразитов» и «Окчи». Речь в этих лентах шла о социальной несправедливости и экоциде.

Когда энтропия неуклонно возрастает, а разрыв между бедными и богатыми всё увеличивается, когда вроде бы не остаётся надежды на гуманность человека, внезапно оказывается, что природа в состоянии защитить себя сама.

Её законы непреложны, а мощь несокрушима.

Но всё же в минуту отчаяния и природе требуется помощь. И тогда её лучшим другом становится человек, в котором высокий уровень эмпатии сочетается с чувством собственного достоинства.

Как раз эти качества обнаруживают в себе Микки-17 и Микки-18 – созданные по нелепой ошибке две версии мистера Барнса. Отдельно друг от друга мужчины не выглядят соперниками для сильных мира сего. Но объединившись, могут дать отпор жестоким деспотам и коварным узурпаторам.

В момент, когда окончательно слетающий с катушек Маршалл, которого играет грациозно прекрасный тут Марк Руффало, ведёт команду корабля в пропасть, не остаётся в стороне никто. И даже верная подруга Микки, очаровательная Наша Бэрридж (Наоми Экки), без колебаний вступает в бой. Что уж говорить о главном герое истории? Точнее, героях.

Две ипостаси Микки противостоят зарвавшемуся политику и всей прогнившей системе.

Кажется, исход противостояния предрешён, ведь на стороне сил добра – любовь. Её можно обнаружить между Нашей и её возлюбленным (возлюбленными?), между туземцами Нифльхейма и – неожиданно! – аборигенами, а также между сыгранными Робертом Паттинсоном персонажами.

По сути оба Микки – разделённый надвое человек, цельная личность со всеми своими противоречиями и недостатками.

Звезда «Сумерек» и «Маяка» отлично смотрится в роли неуклюжего, скромного Микки-17 и здорово отыгрывает агрессивного, не лезущего за словом в карман Микки-18.

В спорах и распрях мужчин рождается истина, в их противостоянии загорается огонь нового мира.

Иногда кажется, что протагонисты готовы убить друг друга. Но чем ближе кульминация, тем очевиднее становится: это по любви.

Финальная жертва не оставляет сомнения, в чём именно авторы видят спасение для медленно разлагающегося общества – чтобы остановить силы зла, нужно научиться понимать не только своего ближнего, но и самого себя.

1 КОММЕНТАРИЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here