В честь 40-летия фантастической комедии «Назад в будущее» Роберта Земекиса мы решили рассказать о работе над её музыкальном сопровождением – от оригинального саундтрека Алана Сильвестри до участия в записи Хьюи Льюиса и ZZ Top. Почему музыка Сильвестри сегодня – заслуженная классика? Всё просто: это величественные мелодии, придающие сценам нужный эмоциональный окрас. Но просто ли их было написать?
Прежде чем приступить к созданию музыки для фильма, композитор Алан Сильвестри предпочитает посмотреть его целиком. В случае с «Назад в будущее» режиссёр Роберт Земекис пригласил его в монтажную сразу после завершения производства, чтобы показать первую готовую версию. Однако из-за сжатых сроков постпродакшена и подготовки к тестовым показам, в фильме использовалась временная музыка – известные мелодии, вставленные на скорую руку, чтобы придать сценам тот эмоциональный окрас или заряд, которые должны были вызывать будущие композиции.
Для Сильвестри этот предварительный просмотр оказался волнительным, разочаровывающим и поучительным одновременно.

«Ввиду того, что это временная музыка, кинематографисты имеют доступ к величайшим творениям на земле. Это как битва рок-групп: Бернард Херрман, Элмер Бернстайн… – говорит Сильвестри. – Я всегда сравниваю временную музыку с молотком. В руках мастера это инструмент для создания чего-то прекрасного, в руках маньяка – оружие. Когда режиссёр влюбляется во что-то временное, это большой вызов для композитора».
Однако, уже поработав с Земекисом над «Романом с камнем», Сильвестри знал, что тот использует временную музыку лишь как ориентир. «Роберт всегда говорит: “Эл, мы просто вставили это сюда, чтобы увидеть, как сцена будет смотреться. Не беспокойся”, – вспоминает он. – Даже если временные композиции ему нравятся, он отклоняет их и пытается создать для меня такие условия, чтобы я внёс в кино что-то самобытное».
Большая музыка для маленького городка
Земекис хотел, чтобы саундтрек был «большим», однако в фильме не было масштабных сцен – ни панорамных видов, ни эпических баталий. Действие разворачивается в провинциальном городке, в домах, гараже Дока Брауна и на тихой площади.
«Случай для меня весьма интересный, – говорит Сильвестри. – Я пришёл к мысли, что видимый масштаб может быть небольшим, зато могут быть величественными архетипы истории».
Первой он написал главную тему, не привязываясь к конкретным сценам. Ему нужно было что-то героическое, но без излишней грандиозности. «Я сосредоточился на пути Марти – на том, что ему предстояло сделать и через что пройти. Он просто парень в машине, но мог бы оказаться в бою с участием четырёх тысяч колесниц. Масштаб истории тот же».
Знаменитый рефрен родился, когда Сильвестри импровизировал за пианино. «На самом деле придумать тему было не так уж сложно, – вспоминает Сильвестри. – Я просто наигрывал что-то, как обычно это делаю, и нужные ноты пришли очень быстро».
Оркестр вместо синтезаторов
Земекис точно знал, что хочет услышать: «Мы не хотели рок-н-ролла – он и так звучит в фильме. В 80-е в кино была очень популярна электронная музыка, но нам не хотелось и её. Нам нужен был саундтрек в духе классических приключенческих картин».
Решение задействовать большой оркестр пришло, когда Земекис снимал эпизод на школьном балу. Сильвестри уже видел черновой монтаж и подошёл к режиссёру со словами: «У нас два пути: использовать современную музыку или написать оркестровку». Тот крикнул в ответ: «Эл! Конечно, оркестровку!»
До «Назад в будущее» Сильвестри лишь однажды работал с оркестром – в комедии «Фанданго». 16 мая 1985 года Сильвестри вошёл в павильон звукозаписи Burbank Studios, где его ждал оркестр из 98 музыкантов – самый большой состав, собранный для фильма на тот момент. Композитор назвал его «Вневременным оркестром» и начал запись с кульминационной сцены у часовой башни, где главная тема звучала во всей красе.
«Возьмём быка за рога! – решил тогда Сильвестри. – Я не хочу начинать с десятисекундной интерлюдии. Либо начнём с чего-то, от чего у Боба Земекиса крышу снесёт, либо у нас будут проблемы».
Режиссёр был в восторге уже с первой ноты.

«В большинстве случаев мы с Аланом на одной волне, – говорит Земекис. – Но когда это не так и он просит пояснить что-нибудь, я объясняю ему так же, как актёрам, то есть говорю, какое настроение должна вызывать музыка. Я знаю, какие эмоции она должна давать. Алан умеет это почувствовать».
Танец, спасший будущее
Продолжая работу над саундтреком, Сильвестри с особым удовольствием сочетал свою музыку с композициями 1950-х годов. Наиболее сложным и знаковым моментом стало исполнение «Earth Angel» на балу, где Джордж и Лоррейн принимают свою судьбу.
Сцена начинается с вокала Марвина Берри и партии Марти на гитаре. Когда Диксон, грубоватый одноклассник, перехватывает Лоррейн у Джорджа, а Марти начинает сбиваться, вокал песни постепенно затихает, уступая место разрозненным аккордам неуверенной игры юного музыканта – хотя зрители по-прежнему видят, как Марвин Берри продолжает петь в микрофон.
Тревожная и нарастающая музыка Сильвестри выходит на первый план, пока внезапно не наступает момент полной тишины – именно тогда Джордж решается вернуть Лоррейн. Медленно возвращаются первые ноты «Earth Angel», они целуются, и мощное звучание оркестра разливается волной, подхватывая песню в новой, богатой и эмоциональном аранжировке.
Наследие
После двух тестовых показов композитор доработал саундтрек, но Земекис уже тогда понимал: музыка стала неотъемлемой частью фильма.
Художник-постановщик Рик Картер это подтверждает: «Темы ассоциируются с персонажами, повторяются и варьируются, усиливая эмоции. У Дока Брауна есть своя мелодия, связанная с часами и временем. А главная тема Марти возвращается в ключевые моменты, создавая эмоциональный всплеск».
«Земекис просто сказал: “Мне нужно что-то большое!” И я понял, какая работа предстоит. Я забился в свой угол и стал сочинять большое», – вспоминает Алан Сильвестри.
Так родилась музыка, ставшая бессмертной.