Кинооператор и выпускница лучшей британской киношколы Диана Олифирова в интервью журналу Lumiere – об английской системе обучения, работе в Лондоне и о том, каково это пробиться в индустрии, если ты девушка 26 лет.

Выпускница британской Национальной школы кино и телевидения (NFTS – National Film and Television School), кинооператор и обладатель наград европейских фестивалей Trieste Film Festival и Wiz-Art 2015 Диана Олифирова сначала закончила киевский киновуз им. Карпенка-Карого, а затем переехала в Лондон учиться и работать. Мы поинтересовались у неё, как устроено образование и работа в Лондоне и как найти себя в британской киноиндустрии.

– Британская Национальная школа кино и телевидения славится тем, что занимает верхние позиции в списках лучших мировых вузов и огромным конкурсом – 8 мест на 300-400 заявок. Как тебе в возрасте 22 лет удалось обойти столько профессиональных операторов со всего мира?

– На самом деле, к ним нечасто попадают студенты из Украины или России. У наших операторов достаточно оригинальная эстетика и видение, и это большой плюс. Мне много раз говорили, что у меня собственный стиль, вкус и чувство композиции. Так вот – всё это воспитано моей украинской школой. Ещё одним плюсом при поступлении стало то, что интервью я проходила вживую, а не по «Скайпу». На нём я заявила, что уникальна, у меня классный бэкгрануд, работы с разными режиссёрами.

Диана Олифирова

– А в России бытует мнение, что «скромнее надо быть!». А там, значит, наоборот, нужно вести себя дерзко?

– Да, но главное – с юмором. И надо быть пробивным, по-другому тебя никто не заметит.

– Отличия есть и в системах обучения?

– Обучение в Англии отличается от украинского тем, что предоставляет больше практики – мы постоянно снимаем, есть техника, есть бюджет. На Украине меньше практики и техники практически нет. Камеры в моем вузе еле работали и их почти не давали. Чтобы выпросить какое-то освещение, нужно подписать тысячу бумажек и обойти множество людей. В то же время, большой плюс наших вузов в том, что было много теории, мы целыми днями анализировали фильмы, разбирали композицию. Ещё одно отличие – британцы делают ставку на работе в команде. Если в наших вузах даже не пытаются познакомить студентов, то в NFTS их сводят между собой, ставят в команду и ты обязательно должен со всеми сработаться. Это важное испытание, потому что в будущем у тебя не часто есть выбор.

– То есть у тебя большой опыт разрешения конфликтов на съёмочной площадке. Расскажи тогда, как сработаться с режиссёром, у которого, к примеру, есть только своё мнение и неправильное?

– Это психология. Надо понять, как он мыслит, подстроиться под него, а потом вплести своё видение. Мне около пяти режиссёров с совершенно разными стилями говорили: «Диана, ты же видишь абсолютно так же, как и я!». Думаю, режиссёры очень тонкие натуры со сложным внутренним миром и нужно максимально пытаться их поддержать. Можно попытаться убедить их, что ты в самом деле человек разбирающийся, объяснить, сказать: «Это будет хорошо выглядеть, я сейчас покажу как». В отдельных случаях можно быть категоричным, сказав, что «ты меня нанял за моё видение и поэтому тебе стоит прислушаться к моему мнению».

Диана Олифирова

– А что происходит после обучения? Школа престижная, значит, выпускников сразу расхватывают?

– Нет, это занимает время. Приходится заниматься нетворкингом, ходить на фестивали, мероприятия, сделать сайт, визитки. Например, 20 октября прошла церемония UK Music Video Awards – там обменялась визитками с коллегами. Иногда по хэштегам мероприятий нахожу, кто из режиссёров там был, списываюсь.

– А тебе не мешает то, что ты оператор-девушка? Не пытаются сбить цену? В недавнем интервью режиссёр Николас Виндинг Рефн рассказывал, что взял женщину-оператора, так как она единственная согласилась работать за небольшие деньги.

– Такое случается постоянно, проверяют, насколько ты прогнёшься. У меня была история, когда я и мой друг, гаффер (главный осветитель), должны были снимать одну и ту же работу. Я назвала цену, которую обычно называю для рекламных съёмок. Мне сказали: «Нет, давай меньше, потому что у нас нет бюджета». А затем осветитель по-дружески рассказал, сколько обещали заплатить ему, хотя обычно все держат это в секрете. Оплата оказалась такой же, как у меня, а такое невозможно, ведь ставка оператора всегда выше. Кроме того, моему другу цену сбить не предлагали.

Диана Олифирова

– А как насчёт языковых преград, какой уровень языка нужен для работы?

– Когда я приехала, у меня уже был приличный уровень – IELTS 8. Мне говорили, что для творческой профессии так хорошо язык знать не обязательно, но я с этим не согласна. Когда ты не знаешь язык, это на психологическом уровне неприятно людям. Ты кажешься глупым.

– У тебя в портфолио есть рекламные клипы. Российские киношники часто рассказывают байки, что там всё ненастоящее, гамбургеры обойным клеем поливают, это правда?

– Да, всё фейковое. Потому на камере реальные вещи выглядят некрасиво. Камера видит намного больше, для неё надо очень стараться. Кстати, еду на съёмках рекламы Nestle мы поливали сметаной. У нас был шеф-повар, который сделал микс, который лучше льётся. То же самое с шёлковыми платочками – они не скользят, а пивная пена делается из химии.

– А какие тонкости в съёмках музыкальных клипов?

– Нужно снять как можно больше планов, потому что клипы снимаются в один день, бюджет маленький. Конечно, бывают концептуальные клипы – например, снятые одним кадром, – но обычно снимать нужно много. В том числе потому, что музыканты – это не актёры и лучше, чтобы было из чего выбрать.

Диана Олифирова

– У англичан собственный стиль работы?

– Да, он очень учтивый. Всегда нужно сказать «спасибо» или «извините», в письме написать «надеюсь, у вас всё хорошо» и спросить, в удобное ли время ты звонишь. Нужно сначала выслушать, как дела, потом сказать, что у тебя тоже хорошо и только потом говорить. Они не говорят прямо – «да» или «нет». Им нужно подвести собеседника к этому, чтобы человек был готов воспринять ответ.

– Можешь дать совет, как российскому оператору найти себя в британской киноиндустрии?

– Это непросто. Единственный путь, как только приедешь, заниматься нетворкингом, находить контакты, приходить к людям на съёмки, смотреть, знакомиться. Можно сначала работать ассистентом, потом фокус-пуллером, а затем оператором. Это тоже хороший путь. Много фрилансить, работать на телевидении, не рассчитывая на полную занятость. Нужно время и нужно быть терпеливым.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here