В мае 2016 года исполняется десять лет со дня выхода на экраны британского фильма «Ветер, который качает вереск» английского режиссёра Кена Лоуча, получившего «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах.
Действие фильма происходит в начале XX века в Ирландии. Рабочие и крестьяне ведут отчаянную борьбу за независимость с британскими частями, призванными подавить бунт в Ирландии. Чувство долга и любовь к родине побуждают главных героев вступить в жестокую схватку за свободу.
Название фильма совпадает с названием ирландской баллады Роберта Дуайера Джойса, написанной в XIX веке и посвящённой восстанию 1798 года. В балладе Джойса воспевается борьба Ирландии за независимость от Британии.
Режиссёр фильма и по совместительству рьяный социалист Кен Лоуч решил рассказать историю ирландского восстания так, чтобы у современных зрителей не осталось ни малейших иллюзий по поводу гражданской войны и её последствий. Для Лоуча, всю жизнь снимающего драмы о социальных проблемах нынешних рабочих кварталов, безработице и бедности («Взгляды и улыбки» (1981), «Голытьба» (1991), «Град камней» (1993), «Божья коровка, улети на небо» (1994), «Песня Карлы» (1996), «Хлеб и розы» (2000)), работа над «Ветром…» стала определяющей и объединила многие темы и мотивы его творчества.
К слову, до выхода «Ветра…» ортодоксальный марксист Лоуч не пользовался большой популярностью на родине. Во всём Соединённом Королевстве было заказано всего тридцать копий фильма (во Франции, например, в десять раз больше). Только после получения «Золотой пальмовой ветви» количество копий возросло до ста пяти. До этого любой фильм Лоуча транслировался не более чем на тридцати пяти экранах.
Фильм рассказывает историю двух братьев, сражавшихся в Ирландской республиканской армии в 1919-1921 годах в войне за независимость Ирландии. Дэмиен в исполнении феноменального Киллиана Мерфи, молодой перспективный врач, вместе со своим братом Тедди (Патрик Дилэйни) присоединяется к ИРА.
В составе боевой ирландской группировки братья проходят много испытаний, но самое главное ждёт их впереди. После первых побед повстанцев британские власти приходят к выводу, что кровопролитие пора прекратить. После подписания Англо-ирландского мирного соглашения, разделившего ирландские земли на так называемое Свободное Ирландское государство и Северную Ирландию, оставшуюся в составе Соединённого Королевства, братья оказываются по разные стороны баррикад. Противостояние заканчивается трагедией – Тедди отдаёт приказ о расстреле брата.
После премьеры фильма в Каннах и зрители, и кинокритики сходу нашли в «Ветре, который качает вереск» аллюзию на библейскую историю Каина и Авеля. Но стоит ли сводить основной мотив фильма к истории противостояния двух братьев? После просмотра «Ветра…» не оставляет ощущение рокового присутствия в судьбе братьев. Гораздо больше общего у истории Тедди и Дэмиена с мифом об Эдипе, в котором все ужасы и несчастья, свалившиеся на Эдипа, предопределены с самого начала. От судьбы не уйдёшь – гласит миф.
Так ли не прав Тедди, пытающийся переубедить брата участвовать в дальнейшей войне, удовольствовавшись мирным соглашением? В одной из сцен Тедди говорит брату: «Ещё не поздно, Дэмиен». На что тот отвечает: «Для меня или для тебя?». В этой сцене очень хорошо видно, что оба брата слепы, как был слеп обречённый Эдип. Война всё давно решила за них. Ветер войны, раскачавший вереск, то есть обычных людей, уже бросил жребий. Оба брата, сами того не подозревая, следуют велению рока подобно пешкам на шахматной доске.
Здесь художественная трактовка Лоуча как никогда близка к творчеству М. А. Шолохова, однажды написавшего: «Мы, в сущности, пешки на шахматном поле, а пешки ведь не знают, куда пошлёт их рука игрока…». Судьба одного брата – отражение судьбы другого. Поначалу реалист Дэмиен к концу фильма превращается в пылкого революционера, а жаждущий социальных перемен Тедди в конце приходит к дипломатическому решению проблем.
Надо отдать должное мастерству Кена Лоуча как режиссёра, снявшего художественный фильм в документальном ключе. Постановщик как будто не хочет вмешиваться в собственную киноисторию, отдавая предпочтение во многом отстранённой манере киносъёмки. Иногда кажется, что перед нами одна из многочисленных историй о разрушительной силе войны, случайно выхваченная из полузабытой кинохроники.
Сам Лоуч говорит: «Гражданская война – это война между семьями. То, что герои фильма братья, – историческая правда, ведь тогда брат шёл на брата. Но, кроме того, это ещё и метафора – раздора в обществе, в самом народе. Есть разница между пропагандистским фильмом и художественным. Наша картина, я надеюсь, получилась многоплановой, потому что реалии политической борьбы мы стремились преломить через жизненный опыт реальных людей».
Кинокритики остались довольны фильмом, отметив драматический, провокационный накал истории, рассказанной Лоучем. А влиятельнейший американский критик Роджер Иберт назвал «Ветер…» «потрясающе подлинным шедевром, стоящим в одном ряду с лучшими фильмами о войне».
Быть может, всё дело в том, что фильм Лоуча во многом универсален. Это фильм о сопротивлении и несправедливости, о выборе, который не всегда возможен, о простых человеческих отношениях, покорёженных ветром внезапно пришедшей войны.
Совершив грех братоубийства, Тедди рыдает над телом брата, понимая, что назад дороги нет и не будет. Война последовательно и безжалостно подводит героев к закономерному финалу, к той грани, за которой нет ни добра, ни зла, лишь пустота и отчаяние. Используя нарочито упрощённый киноязык, Лоуч специально не акцентирует внимание на трагедии, давая возможность самому зрителю решать, кто прав, а кто виноват.
В конце фильма Тедди сообщает невесте Дэмиена Шинейд (Орла Фицджеральд) о гибели брата, на что та отвечает: «Убирайся с моей земли». То же самое говорит Дэмиен британскому офицеру в начале фильма. Та земля, за которую упорно боролись братья, по сути, уже не принадлежит никому из них. Эдип обречён быть гонимым с родной земли, как и переменчивый ветер обречён скитаться по разным далям, то сея разруху, то навевая надежду. Жребий брошен.