Удивительно, но факт: знаменитому скандинавскому народу, державшему в страхе всю Европу раннего Средневековья, посвящено очень мало достойных киноэпосов. Одним из первых и самых удачных фильмов и по сей день является голливудский колосс «Викинги» 1958 года режиссёра Ричарда Флейшера с Кирком Дагласом и Тони Кёртисом в главных ролях. Эта была первая и последняя попытка Голливуда экранизировать роман Эдисона Маршалла «Викинг», который частично основывается на древних сагах о короле датских викингов Рагнаре Лодброге и его сыновьях.

Последующие попытки перенести жизнь легендарного народа на экран особого энтузиазма не вызывают. На общем фоне выделяются разве что датский фильм «Валгалла: сага о викинге» с непревзойдённым Мэсем Миккельсеном в главной роли, повествующий о мистическом путешествии крестоносцев в Скандинавию, и мультфильм компании DreamWorks «Как приручить дракона».

Эту кинематографическую несправедливость раз и навсегда рискует исправить исторический телеcериал «Викинги» (Vikings). В первой же серии «Обряды посвящения» (Rites of passage) на поле брани после кровопролитной битвы появляется седовласый старец, потихоньку собирающий загубленные души. Главный герой в исполнении Трэвиса Фиммела произносит одно слово: «Один…». Начиная с этого момента оторваться от фильма практически невозможно. Самое время обратиться к истории создания этого телечуда.

Весной 2012 года канадский телеканал с говорящим названием History («История») запускает историческую драму «Викинги». Известно, что даже на стадии пост-производства продюсеры до конца не были уверены в его успехе – слишком много добротных исторических (и не очень) телеполотен с лёгкой подачи медиагиганта HBO заняли практически весь прайм-тайм. Тем удивительнее оказались рейтинги, взлетевшие практически до небес уже после пилотных серий. На IMDb «Викинги» получили оценку 8,6. Так в чем же секрет канадо-ирландского телеэпика?

Конечно, основная заслуга принадлежит сценаристу Майклу Хёрсту, мастеру псевдоисторических стилизованных зрелищ («Тюдоры», «Борджиа», «Камелот»). Тем удивительнее, что «Викинги» – настоящая исследовательская работа, в которой сценарист, наконец, отказался от заезженных сюжетных ходов и обратился к чисто документальному повествованию, при этом не забывая про создание по-настоящему захватывающего сюжета.

Новоиспечённый сериал пришёлся по душе той части зрительской аудитории, которая понемногу стала уставать от масштабно-фэнтезийных «Игр престолов», кроваво-плотского «Спартака» и драматически-интриганских «Борджиа».

В «Викингах» перед зрителями открывается живой, достоверный, жестокий мир древнего северного народа. Каждая серия строится по одной выверенной сюжетной схеме: завязка – кульминация – развязка. События разворачиваются со скоростью света. Иногда кажется, что герои просто живут на экране. Этому способствует практически полное отсутствие интриг, растянувшихся конфликтов, долгих диалогов и прочих приёмов замедления сюжета. Проявив поистине скрупулёзный подход к поиску немногочисленных сохранившихся исторических документов и свидетельств, создатели остановились на исландской cаге о Вёльсунгах (Volsunga saga), описывающей V-VI века (найденная рукопись датирована XIII веком). Сага о Вёльсунгах, в свою очередь, переходит в сагу о Рагнаре Лодброге, описывающей IX век (на всём этом основывается небезызвестная Песнь о Нибелунгах).

Рагнар Лодброг, то есть Судьбознаменный (от lod – судьба и brod – знамя), – легендарный датский конунг, представитель рода Инглингов. В сериале его роль исполняет молодой и пока ещё малоизвестный австралийский актёр Трэвис Фиммел, который просто идеально попал в роль Рагнара (с этого голубоглазого блондина можно писать картины по северному Средневековью). Его жену и верную подругу Лагерту играет белокурая валькирия – канадка Кэтрин Уинник. Лучшего друга-кораблестроителя Флоки – шведский актёр, представитель знаменитого киноклана, Густаф Скарскард. Роль местного правителя ярла и врага Рагнара в качестве приглашённой звезды взял на себя Гэбриел Бирн. Добавим к этому несравненные по своей красоте и нетронутости пейзажи Ирландии и получаем целый мир викингов с их бытом, обычаями и традициями.

В фильме практически нет магических элементов, не считая появляющегося в начале Одина и колдующего над раненым Рагнаром Флоки. Зато достаточно точно (насколько мы можем судить по сохранившимся рукописям) воссоздаются языческие обряды, среди которых наибольший интерес представляет поклонение всемогущей Валгалле. Столкновение язычества с христианством здесь происходит в лице попавшего в плен к Рагнару английского монаха Ательстана, которого поначалу пугает новый дикий северный мир, а затем начинают завораживать чёткие и жесткие и в то же время ясные и понятные нравы викингов.

Сила «Викингов» ещё и в том, что вслед за монахом зритель начинает симпатизировать этому яростному миру скандинавских захватчиков. Зрителю гораздо приятнее отождествлять себя с завоевателями и победителями. А ещё перед нами практически «проплывает» вся история средневекового скандинавского кораблестроения. Зрелище само по себе необыкновенно увлекательное, ведь на своих лёгких и быстроходных судах, под парусами и на веслах, викинги избороздили реки и моря всего Средиземноморья. Для поклонников военного дела в сериале детально воссозданы северные боевые традиции и тактики.

Что еще добавить? Если верить всеведущей «Википедии», исполнительный вице-президент телеканала History объявил, что в последующих сезонах в сериале могут появиться такие известные исторические персонажи, как король Уэссекса (Англии) Альфред Великий, скандинавский мореплаватель Лейф Эриксон и сын Рагнара, вождь датских викингов, Ивар Бескостный. Если так пойдёт и дальше, то в одном из сезонов зрителям точно покажут приход варягов на Древнюю Русь. Всё-таки это викинги. Похоже, как и тысячу лет назад, они пришли всерьёз и надолго…

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here