Закончился 2023-й. Он запомнился благодаря забастовкам сценаристов и актёров, слиянию Discovery и HBO Max, Paramount Global и Warner Bros. Discovery (пока только в проекте, но уже сама новость породила волну обсуждений), множеству интересных релизов (в том числе возвращению Хаяо Миядзаки) – и, конечно же Барбигеймеру. Но пока мир наслаждался кинематографом и Месси (потому что даже кинозвёзды с интересом посещали матчи «Интера Майами»), мы продолжали осмысливать происходящее вокруг и искать спасающие островки – в том числе в просмотре фильмов. Наша рефлексия не могла не повлиять и на выбор главных картин года.
Вашему вниманию – выбор пяти авторов пяти своих лучших картин.
Геннадий Гусев
Снегирь
реж. Борис Хлебников
Новая картина Хлебникова – об обществе, отказавшегося от сочувствия и сопереживания. О равнодушии, которое стало нормой, и о превратившихся в неписаное правило стереотипах. О людях, забывших, что значит быть людьми.
Редкий удачный отечественный фильм-катастрофа, горькая сказка о набившей оскомину пугающей действительности и трогательное признание в необъяснимой любви к пресловутой русской хтони. Украшают постановку команда отличных характерных актёров во главе с Александром Робаком и интересная операторская работа Алишера Хамидходжаева.
Чувства Анны
реж. Анна Меликян
Злободневная работа Меликян значительно отличается от её предыдущих творений. В «Чувствах Анны» сплелись воедино витиеватые мысли о поисках любви, разделяющих нас барьерах и общих противоречиях, разрешить которые, кажется, просто невозможно.
Выполненная в мрачных тонах чёрно-белая постановка откровенно обнажила существующие проблемы в обществе, метафорически и без прикрас предложив нам посмотреть на самих себя в зеркало. Отражение оказалось не то чтобы самым привлекательным, но отнюдь не таким безобразным, как можно было бы предположить. Безусловное достоинство фильма – яркая и смелая роль Анны Михалковой.
Копенгагена не существует
København findes ikke, реж. Мартин Сковбьерг
Что значит любить? Это больше про отдавать или брать? Какими мы предстаём в глазах своего партнёра? Как мы образуем пары? Нам важен человек сам по себе или отношения как таковые? Все эти вопросы в том или ином виде возникают при просмотре фильма Сковбьерга.
Это тонкое аллегорическое произведение про свободу выбора, цену счастья и, конечно же, про любовь. Беззаветную, вечную, рвущую души. Это нежная, трогательная, сновиденческая мелодрама, в которой, однако, можно усмотреть черты напряжённого триллера, увлекательного детектива и психологической драмы. Не ждите счастливого конца. Просто придумайте его.
Город астероидов
Asteroid City, реж. Уэс Андерсон
В своей новой картине добрый сказочник Андерсон оказался на территории метаискусства. Нет, кинематографист и ранее выходил за пределы нарратива, но в демонстрирующем путь пытливого изыскателя «Городе астероидов» это наиболее бросается в глаза.
Осевая симметрия кадра, странноватые на первый взгляд герои, привычная для автора «Бутылочной ракеты» и «Острова собак» цветовая палитра с доминированием пастельных оттенков и другие стилистические особенности работ Андерсона никуда не делись. К ним добавились несколько интересных – и неожиданных! – образов и полный неожиданных поворотов фантасмагорический сюжет.
Человек-паук: Паутина вселенных
Spider-Man: Across the Spider-Verse, реж. Кемп Пауэрс, Жуакин Душ Сантуш, Джастин Томпсон
Сиквел анимационного фильма про Человека-паука вышел едва ли не лучше оригинала. И это при том, что «Через вселенные» были признаны одной из лучших экранизаций приключений знаменитого героя в маске.
Вторая часть приумножила многие достоинства своего предшественника. Анимация стала ещё более виртуозной, количество харизматичных персонажей увеличилось, сюжет усложнился, а интрига и ставки возросли. При этом создатели постановки совершенно не забыли про драматургию. «Паутину вселенных» можно причислить к роману взросления с большим количеством сентиментальных сцен, но не скатывающемуся при этом в излишнюю мелодраматичность.
Павел Жуков
Подземелья и драконы: Честь среди воров
Dungeons & Dragons: Honor Among Thieves, реж. Джон Фрэнсис Дейли, Джонатан Голдштейн
Лучший фильм Marvel, не снятый Marvel, в год, когда Marvel пробивают дно за дном. Приятные и хорошо проработанные герои, увлекательный и непредсказуемый сюжет, действительно смешные и оригинальные шутки – вспомните, когда такое было последний раз с приключенческим семейным кино? Вот и мне трудно вспомнить.
Флора и сын
Flora and Son, реж. Джон Карни
Есть такое понятие – feel-good movie – фильм, во время которого и после на душе хорошо. Такие фильмы – как таблетка счастья. И «Флора и сын» – таблетка счастья 2023 года. Последняя работа Карни вновь рассказывает о героях, которые живут и дышат музыкой. И с помощью той же музыки решают свои невзгоды. Мило, забавно, сплошь приятные лица – ну разве не здорово?
Неизменный: Майкл Дж. Фокс
STILL: A Michael J. Fox Movie, реж. Дэвис Гуггенхайм
Документальный портрет, пожалуй, наиболее любимого киноманами актёра, при том что тот практически нигде теперь не снимается. Звезда «Назад в будущее» откровенно говорит о своих взлётах и падениях и, что самое важное, том, что нашёл в себе силы ужиться с болезнью Паркинсона. Замечательный пример мужественного человека, живущего и радующегося новым дням несмотря ни на что. Фильм, способный задеть и заставить многое осмыслить.
Убийцы цветочной луны
Killers of the Flower Moon, реж. Мартин Скорсезе
Человеческая жажда наживы всегда была и будет причиной убийств себе подобных, а в случае с последней работой классика Скорсезе – коренных американцев приезжими, для которых расизм – слово совсем не плохое. Горе племени осейджей, которых истребляют одного за другим, противопоставляется властному белому человеку, который просто не может насытиться. Сильное, красивое, пролетающее незаметно 3,5-часовое кино, которое завершается надеждой: зло может и должно быть наказано.
Оставленные
The Holdovers, реж. Александр Пэйн
Фильм словно из прошлого – настолько ощущается позабытой, где-то подзавалявшейся на полке классикой. Причём, что приятно вдвойне, рождественской классикой, которую с удовольствием можно пересматривать каждый год в окружении мигающих огоньков и нарядной ёлки. И хотя в истории находится место трагедии, кино даёт персонажам вырасти внутри и приходит к необходимому катарсису. Сейчас так снимают всё реже и реже.
Никита Тришин
5. Кит
The Whale, реж. Даррен Аронофски
Аронофски сделал одновременно ограниченную по месту действия камерную драму и масштабное полотно о человеческой судьбе. Так у него получился поражающий красотой контраст отягощающей действительности и возвышенных стремлений души. Если говорить не так пафосно (хотя после такого кино, как видите, очень хочется), то ему удалось более чем убедительно показать, что всегда есть шанс на искупление и то, как сложно бывает к нему приблизиться.
4. Жить
Living, реж. Оливер Херманус
Кадзуо Исигуро, написавший сценарий, взял одноимённый фильм Акиры Куросавы пятидесятых и перенёс события и героев из Японии в Великобританию, при этом сохранив время действия. И получилось у него так превосходно, что эту работу можно назвать одним из лучших ремейков вообще. Да и Билл Найи, обычно берущий в первую очередь харизмой, выдал свою лучшую роль за всю карьеру, намеренно не пользуясь этим козырем.
3. Судзумэ закрывает двери
Suzume no Tojimari, реж. Макото Синкай
Уже третий подряд фильм Синкай делает под заряжающую чистым драйвом музыку RADWIMPS. И продолжает радовать безумной красоты анимацией и искренней историей юных сердец с вкраплением сверхъестественных элементов. Как говорится, не чини, если не сломано.
2. Человек-паук: Паутина вселенных
Spider-Man: Across the Spider-Verse, реж. Кемп Пауэрс, Жуакин Душ Сантуш, Джастин Томпсон
У этой условной половины фильма так много впечатляющих моментов, что большинству цельных фильмов и не снилось. Настоящий праздник для фанатов анимации (которых лентами более двух часов радуют безумно редко), масштабных историй и, конечно, Человека-паука. Даже если представить невозможную ситуацию, при которой следующая часть не выйдет, мы всё равно получили невероятной проработанности как внешне, так и структурно историю о цене принятия ответственности.
1. Элементарно
Elemental, реж. Питер Сон
Режиссер «Хорошего динозавра» теперь рассказал куда более личную историю, вложив в главную героиню Эмбер и её родителей опыт эмиграции собственной семьи. И заодно добавил великолепно выглядящий мир живых стихий и вдохновляющие элементы романтической комедии, чтобы уж совсем зажечь глаза и растопить сердца. И у него получилось.
Антон Смирнов
5. Анатомия падения
Anatomie d’une chute, реж. Жюстин Трие
Многим зрителям вручение «Золотой ветви» Каннского МКФ этой психологической драме создало эффект завышенных ожиданий, отчего её финал часто называли разочаровывающим. Поспешу с этим не согласиться, поскольку эта великолепно поставленная картина, украшенная отличной игрой Сандры Хюллер, приходит к абсолютно логичному итогу – ведь так в жизни и заканчиваются изнуряющие попытки отстоять свою правоту и свободу, которые сменяются тяжкой усталостью и стремлением понять, как теперь жить дальше.
4. Оставленные
The Holdovers, реж. Александр Пэйн
События последних лет не могли не повлиять даже на атмосферу рождественского кино, что прекрасно заметно в «Оставленных» – лучшей работе режиссёра Александра Пэйна за последние годы. Душевное ретро о студенте и преподавателе истории Древнего мира, застрявших в учебном заведении на зимние праздники, мудро, иронично и очень печально подходит к чуду Рождества со всей прозой жизни. Наблюдая за теми, кого общество считает лузерами, Пэйн просит не спешить торопиться с выводами, поскольку у каждого из нас в жизни может случиться своё «но», и однажды кто-нибудь из таких «аутсайдеров» внезапно изменит вас и вашу жизнь к лучшему.
3. Убийцы цветочной луны
Killers of the Flower Moon, реж. Мартин Скорсезе
Находясь в весьма почтенном возрасте, Мартин Скорсезе ещё бодр и полон сил – и удачная экранизация книги Дэвида Гранна, посвящённой серии убийств индейцев из племени осейджей в начале ХХ века, яркий тому пример. Большой бюджет позволил Скорсезе исключительно правдоподобно воссоздать антураж эпохи, отличные актёры разыграли эту трагическую историю, как по нотам, а режиссёр построил рассказ настолько плавно, что три с половиной часа перед экраном пролетают незаметно. Жаль, что столь громкому приговору человеческой ненависти и алчности не повезло в прокате, но это нисколько не мешает назвать «Убийц цветочной луны» одним из лучших фильмов года.
2. Все страхи Бо
Beau Is Afraid, реж. Ари Астер
Переходя от анализа коллективного бессознательного к изучению подсознания индивидуального, идеальным связующим звеном выступает эта комедия невротических ужасов, которая многих может отпугнуть зашкаливающим градусом метафор и психоделических образов. Изучая уйму фобий и страхов великовозрастного нервотика Бо в гениальном исполнении Хоакина Феникса режиссёр отправляет зрителя в дальнее путешествие по закоулкам изувеченной души, на котором можно легко заплутать, а также испытать большое киноманское удовольствие.
1. Мальчик и птица
Kimitachi wa Dou Ikiru ka, реж. Хаяо Миядзаки
Многие поклонники Миядзаки давно ждали его новую работу, однако не всех удовлетворил итог: одни сочли аниме слишком грузным, другие невнятным и расфокусированным, третьи вообще не поняли, о чём оно. Я лично могу сказать, что «Мальчик и птица» – действительно сложное, но ещё и очень умное, серьёзное и безумно красивое творение господина Миядзаки, которое привело меня в совершенный восторг и заставило о многом задуматься. Ведь именно этот проект, возможно, лучше всего отражает внутренний мир большинства людей в последние годы, когда так хочется упорядочить хаос хотя бы внутри самого себя, обнаружить силы, чтобы выстоять в эти безумные времена и искренне надеяться, что люди однажды перестанут рвать планету и друг друга на части.
Андрей Волков
Шёпоты мёртвого дома
What Josiah Saw, Винсент Грэшоу
Фильм, созданный под влиянием преимущественно литературного жанра южной готики, вышел одновременно мощной драмой с хорошо прописанными характерами основных героев, и крепким атмосферным триллером. Не показывая никаких ужасов в кадре, режиссёр заставляет зрителя испытывать беспокойство и даже тревогу. Лента повествует об умирании отдельно взятой семьи из южного штата, тонущей в своих грехах, что можно трактовать как гибель патриархальных устоев в стремительно преображающемся мире. Картина отличается слаженным актёрским ансамблем, из которого особенно выделяются Роберт Патрик и Ник Стал.
Банды Парижа
Apaches, реж. Ромен Киро
Лёгкий криминальный ретро-фильм в тарантиновском духе об очередной версии вечной трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта». Неизбежные параллели с творчеством Тарантино и Скорсезе не выглядят подражанием, ведь режиссёр не только не скрывает источники вдохновения, но подчёркивает заграничные влияния цитатами из криминальных лент американских мастеров жанра, а также литературных произведений (помимо Шекспира, вспоминается ещё «Граф Монте-Кристо» Александра Дюма-отца).
Получился хороший развлекательный постмодернистский пастиш, где сто раз виденная история любви двух персонажей из противоположных кланов заиграла новыми красками, будучи преподнесённой в ироническом ключе. Ничего нового нет под луной, если перефразировать Уильяма Шекспира, однако всегда можно найти свежий фокус зрения на тривиальный сюжет и тем избежать ощущения банальности. Ромену Киро эта задача оказалась по силам.
Луна
Deo mun, реж. Ким Ён-хва
Сюжет отчасти схож с «Гравитацией» (вплоть до похожего эпизода разрушения космической станции) и повествует не столько о покорении Луны южнокорейскими космонавтами, сколько о чувстве долга. Идущая от восточного менталитета тема чести, как личной, так и национальной, решается режиссёром в жанре остросюжетной драмы. Единственный выживший астронавт Хванг Сеон-ву преодолевает слабости своего характера, движимый целью не подвести тех людей, кто посвятил свою жизнь южнокорейской лунной программе.
Режиссёр удачно балансирует между внутренним конфликтом Хванга Сеон-ву, а также внешним. Ведь для того, чтобы спасти астронавта, необходима помощь НАСА, а США не желают помогать своим конкурентам по лунной гонке. Ценность «Луны» особенно возрастает при сравнении с «Вызовом». В отличие от южнокорейцев, наши кинематографисты не сумели снять драматургически убедительный, не раздражающий ура-патриотизмом фильм об уникальной миссии в космосе.
Клык
Muzzle, реж. Джон Сталберг
Ветеран Иракской войны Джек Россер служит в полиции. Людей он недолюбливает, но зато привязан к полицейскому псу, который живёт у него дома и фактически – член семьи. Но однажды пса убивают, и Джек Россер клянётся отомстить за его гибель.
Мотивы «Джона Уика» преломились в ленте в трогательный рассказ о нравственном воскрешении Россера. В отличие от Уика, он занимается расследованием убийства пса в свободное время и даже берёт в напарники другую собаку, которая не доверяет людям так же, как и Россер. Общение с псом со сложным характером и знакомство с симпатичной соседкой приводят Джека к пониманию, что нельзя вечно жить прошлым. Война, какой бы ужасной и несправедливой ни была, закончилась. Его сослуживцев уже не вернуть, но зато жив он сам. И эту жизнь не стоит тратить, ведя нелюдимое существование.
«Клык», начавшись как боевик, по мере развития сворачивает в плоскость драмы об одиноком ветеране войны, который постепенно осознаёт ненормальность своего психологического состояния и начинает бороться с внутренними демонами. Стоит выделить убедительную игру Аарона Экхарта, который естественно смотрится в компании четвероногого друга, а также кадры непарадного Лос-Анджелеса – с мусором на улицах, бездомными, наркоманами и полным равнодушием государства к выброшенным на обочину жизни людям.
Капкан. Судная ночь
Night of the Hunted, реж. Франк Халфун
Французский мастер триллеров выдал крепкий жанровый продукт. В фильме рассказывается о женщине, которая, зайдя в магазин на отдалённой автозаправке, неожиданно стала мишенью неведомого снайпера. Лента обращает на себя внимание за счёт умело созданной режиссёром ситуации страха и ориентации на бытовой реализм. Главная героиня – обычный, ничем не выделяющийся человек. Для снайпера она случайная цель.
Мотивы стрелка не прояснятся даже в финале, как и его личность. Насилие в современном мире стало столь будничным, что для него не нужно какой-либо причины. Достаточно того, чтобы человек возомнил себя богом и примерил роль божественного судьи. Неслучайно снайпер притаился рядом с религиозным билбордом.