2018 год. Рыболовецкое судно «Снегирь» бороздит воды Атлантического океана. На его борту вместе с членами экипажа находятся проходящие практику студенты Никита (Марк Хлебников) и Макс (Олег Савостюк). Взаимоотношения между молодыми ребятами и опытными моряками, среди которых выделяется сердобольный Гена (Александр Робак), налаживаются с трудом.
Творческий союз Бориса Хлебникова и Наталии Мещаниновой насчитывает уже восемь совместных проектов. Не все они вышли одинаково запоминающимися, но каждый из них в той или иной степени вскрывает актуальные проблемы современной России.
Не стал в этом смысле исключением и «Снегирь», в котором Мещанинова взяла на себя функции сценариста. Основанную на романе Георгия Владимова «Три минуты молчания» постановку формально можно отнести к жанру фильма-катастрофы. Но на самом деле картина в большей степени концентрируется на создании объёмного портрета современной России.
Архетипические образы населяющих её людей включают в себя озабоченного проблемами своей семьи Гены, предпочитающих спиртное решению насущных вопросов Юрца (Тимофей Трибунцев), Деда (Евгений Сытый), Серёгу (Михаил Кремер), кока (Сергей Наседкин) и стоящего как бы над схваткой капитана судна (Анатолий Попов).
Разброс характеров скуп. Да и развивающаяся в герметичных условиях история поначалу выглядит стереотипной. В какой-то степени так и есть – конфликт поколений читается с первых кадров, когда задорные и энергичные Никита и Макс спрашивают у незнакомых матросов, как пройти к нужному им месту, но в ответ им летит лишь многозначительное и сардоническое: «Дальше, дальше».
А там, «дальше» вчерашних мальчиков ждёт взрослая жизнь. Но она совсем не похожа, например, на ту, которую описывали в своих произведениях Джек Лондон с его проповедальными интонациями или Мариам Петросян с её эскапистскими настроениями. В «Снегире» приметы окружающей действительности обнаруживаются в мелких деталях, коротких глумливых фразах, тяжёлых взглядах и необдуманных на первый взгляд поступках.
Но правильно считается, что импульсивное действие – самое правдивое. Так и в картине Хлебникова герои обнажают свои души под напором чрезвычайных обстоятельств. Иронично, что условия, которые первоначально кажутся случайными и никак не зависящими от человека, на поверку являются рукотворными.
Привычка не видеть бревна в своём глазу, но настойчиво искать в чужом соринку возводится здесь в абсолют. И появление в финале норвежских моряков, которые фактически не успевают произнести ни единой фразы, оказывается показательным.
Но если снять очки, можно обнаружить, что лента о тяжёлых судьбах страны – отличная жанровая картина. Это масштабное (двадцатиминутная сцена шторма – одна из лучших в истории российского кино!) полотно, напряжённое и драматургически выверенное.
Его главными действующими лицами становятся молодые герои и персонаж как всегда харизматичного Александра Робака. Звезда «Домашнего ареста» и «Эпидемии» предельно органична в роли простого русского мужика, совершенно беззлобного, но уставшего от нескончаемых душевных стенаний моряка. Моряка, чей путь давно потерялся в бескрайних тёмно-синих морских просторах.
Проблемы в семье сближает Гену с Никитой и Максом. В практикантах-студентах мужчина видит не только своих детей, но и собственное отражение. Пусть и исподволь. Этого лишены все прочие члены экипажа. Они, как и их старый ржавый, видавший виды «Снегирь», оказываются уже неспособны к восприятию чего-то нового. Алкогольный угар, непритязательные разговоры ни о чём и постоянные скабрезные шутки составляют львиную часть их быта.
Команда «обретает жизнь» только вдали от большой земли. Они, подобно снегирям, прячутся при первых признаках весны. Всё непонятное для них – чужое. А всё чужое – непонятно. И вечно балагурящий Юрец так и продолжит хохмить сам с собою в «уютной» тихой каютке, невзирая ни на снег, ни на зной, ни на дождик проливной.