Декабрь 1970 года. Ученики академии Бартон, что в Новой Англии, собираются домой на Рождество, в воздухе царит атмосфера грядущего праздника, а в стенах учебного заведения потихоньку воцаряется тишина.
Однако помещение не опустело полностью: волею судеб, в академии остаются на каникулы несколько студентов, за которыми вынужден присматривать профессор истории Древнего мира мистер Ханэм, который не шибко нравится ребятам.
Некоторое время спустя ученикам всё-таки удаётся отправиться домой на праздники, кроме одного юноши, Ангуса Талли, чья мама предпочла семейной идиллии романтическое путешествие с новым мужем. Помимо Ангуса и мистера Ханэма в академии осталась и чернокожая буфетчица Мэри, которая решила встретить Рождество с воспоминаниями о погибшем во Вьетнаме сыне.
Этой троице суждено не только провести вместе долгое время, но и кое-что понять друг о друге, самих себе и отношении к жизни.
Новый век, конечно, подарил человечеству много новых возможностей, включая технологии и сферу развлечений. Но порой почему-то так хочется отложить в сторону смартфоны и прочие девайсы, закутаться в плед, отключиться от всех соцсетей и погрузиться в атмосферу старого доброго кино, которое всегда дарит ощущение уюта и безопасности.
Всё это прекрасно чувствуют режиссёр Александр Пэйн и сценарист Дэвид Хемингсон, иначе им бы просто не удалось снять такое замечательное кино для зимних праздников, как «Оставленные». И, хотя фильму не хочется навешивать никакие громкие ярлыки, стоит признать, что это действительно та самая «мгновенная классика», о которой говорят в народе. Вы это и сами поймёте, когда уже спустя 20 минут после начала прочувствуете его удивительно тёплое настроение.
Удивительно то, что авторы картины совершенно не боятся клише. Это служит лишь очередным напоминанием: не бывает банальных сюжетов, бывают плохие режиссёры. Даже прочитав синопсис, можно представить, что произойдёт дальше. Колкие персонажи со временем не только притрутся, но и станут настоящими друзьями; тот, кто мучается от одиночества, поймёт, что рядом есть по-настоящему близкие люди, а страдающие по трагедии прошлого наконец осознают, что нужно жить дальше.
Но фокус в том, что во время просмотра никакой вторичности в происходящем не ощущается, поскольку Пэйн превращает всех заложников ситуации в исключительно живых и очень приятных людей, за чьими поступками и судьбами хочется наблюдать снова и снова.
Пэйн держит почти идеальный баланс между смешным, трогательным и печальным. Он одновременно желает героям лучшего будущего и не заводит их в жизненные тупики, но в то же время не превращает Рождество в сладкую волшебную сказку.
Как бы порой ни хотелось верить в чудо, реальность то и дело напоминает нам о суровой действительности, когда плохих людей не ждёт воздаяние, а хорошие не обретают заслуженные вознаграждения за страдания. Легко и ненавязчиво Пэйн пытается намекнуть, что ключ к подлинному рождественскому чуду в нас самих, и этот светлый праздник лишь подталкивает нас в верном направлении, заставляя иначе взглянуть на многое, включая самих себя, с разных сторон.
Таким образом Пэйн действительно позволяет осознать истинное волшебство Рождества, которое по сути своей не просто уютные семейные посиделки у ёлки с кучей подарков, а подлинное торжество гуманизма, позволяющее не только поверить в добро, но и стремиться к нему впредь.
И как же чудесно режиссёр работает с актёрами – невозможно даже поверить, что для молодого Доминика Сессы роль Ангуса – дебют в кинематографе. Он нисколько не пугается опытного экранного наставника, поскольку Пол Джаматти предсказуемо великолепен в образе заурядного с виду препода без личной жизни.
Здесь никто не перетягивает канат зрительского внимания. Дуэт актёров работает исключительно на взаимодействии. Они постоянно высекают химию из диалогов и рисуют эталонный портрет взаимоотношений «учитель – ученик», в которых наставник из педагога постепенно превращается чуть ли не в родителя.
Буфетчица Мэри в исполнении Давайн Джой Рэндольф занимает в истории особое место. Её утрата наиболее тяжела: женщина потеряла на Вьетнамской войне сына, который мог поступить в академию исключительно благодаря так называемой «ветеранской программе».
Трагическая судьба талантливого мальчика, единственным социальным лифтом для которого становится участие в никому не нужной войне, оказывается не просто приметой эпохи. Пока представители «золотой молодёжи» уверенно двигаются вперед благодаря деньгам и связям родственников, другим приходится соглашаться на чудовищные условия, лишь бы хоть как-то выбиться в люди. Это понимание вкупе с личным горем не озлобило Мэри, но превратило её в ледяную скульптуру, чьё сердце в итоге смогли растопить чужой сын, осознавший ценность высших человеческих качеств, и смешной неуклюжий преподаватель, от которого так часто пахнет рыбой.
Тепло визуально ряда, старательно имитирующего киноплёнку и колоризацию 70-х годов, ощущается чуть ли не на тактильном уровне, и уже через полчаса ловишь себя на мысли, что хочется присоединиться к этой компании, которая укрылась от мира за толстыми стенами и, попивая горячий чай с конфетами, развлекает себя просмотром старых глупых телешоу.
Окуная зрителя в это сказочно-идиллическое ощущение, Пэйн не предлагает никакого эскапизма, поскольку прекрасно понимает, что наше существование прежде всего – выживание вопреки обстоятельствам, которые порой гораздо сильнее нас. Но он не перестает верить в людей, обладающих добрым сердцем, ведь они способны быть выше любых невзгод, готовы принести в жертву собственное благополучие ради будущего других, не подстроятся под выгодные ситуации и умеют жить вопреки обстоятельствам. Наверное, в этом и заключается подлинное чудо Рождества – во внезапном появлении таких людей на нашем жизненном пути.