Шипящее масло, нежное розовое мясо, рыба под лимонным соком, вспышки огня на плите… Уже потекли слюнки? Жаждете увидеть рецепт? Тогда внимание – рецепты жизни от непревзойдённых Брэдли Купера и Кэтрин Зеты-Джонс. В 2015 году на экраны вышел очередной фильм на кулинарную тему «Шеф Адам Джонс», главную роль экспрессивного шеф-повара в котором сыграл Брэдли Купер. И это напомнило мне о фильме 2007 года со схожей тематикой – «Вкус жизни», шеф-поваром по имени Кейт Армстронг в котором выступила Кэтрин Зета-Джонс.
Эти фильмы не про становления «из грязи в князи». Главные герои не учатся кулинарному ремеслу и не бьют себе шишки, чтобы стать великими. С самых первых секунд мы уже видим состоявшихся профессионалов, гениев. И неудивительно, что подобные гении – одиночки, социопаты, обоим трудно с людьми. Впрочем, на этом сходство между ними заканчивается. Дальше у каждого свой стиль, своя манера, своя жизнь, свои мотивы, и свои цели.
Адам – амбициозный, чувственный, импульсивный наркоман. Наркоман во всех смыслах этого слова. Как сказал его соперник Риц (Мэттью Риз), Адаму необходимо наслаждаться каждой секундой жизни.
Кейт – замкнутый, холодный, занудный интроверт. Ей несвойственны проявления чувств, она не просто сдерживает их – кажется, она вообще не способна на какие-либо эмоции. Единственное, что вызывает в ней хоть какой-то отклик, – это кулинарная тема.
На кухне они всевластны, грозны, ужасающи, они кричат, раздают указания, всё и всех контролируют, и в результате рождаются шедевры. В жизни они глубоко несчастны, одиноки и никому не нужны. Вернее, так им кажется.
Адам очень самоуверен в себе. Кейт, наоборот, этой уверенности не хватает. Но в итоге – мания величия у обоих. Адам считает, что он идеален, просто не может ошибиться, не страшится собирать вокруг себя сильных личностей и не страшится командовать ими. Кейт стремится к идеалу, боится ошибиться и боится показаться слабой, поэтому не терпит сильных личностей рядом с собой, стремится всех подавить.
Адам Джонс великолепен в своём стиле жизни, он обаятелен, харизматичен, располагает к себе, за ним одно удовольствие наблюдать, пусть он и вызывает порой ужас, когда устраивает разносы подчинённым или накачивается наркотиками до полусмерти. Он невероятно изобретателен, находит лучших поваров в свою команду, всеми правдами и неправдами добивается, чтобы они работали у него. Он выбивает себе ресторан у друга Тони (Даниэль Брюль) и становится там практически полновластным хозяином. Цель его кулинарного мастерства – поразить публику и получить их признание. Внимание людей – это такой же наркотик для него, как выпивка или героин, и он готов на всё, чтобы посетители его ресторана испытывали «кулинарный оргазм». И, как результат, он хочет получить третью звезду Мишлена.
В истории Кейт звёзды Мишлена вовсе не сияют. Она вызывает отторжение, непонимание. Настолько она бесчувственна, казалось бы, суха. Ей совершенно всё равно, что думают о ней окружающие – готовит она для себя. Ей просто важно, чтобы всё было идеально. И если кому-то, даже посетителю, это не нравится, подстраиваться она не собирается. Это даже опасно – пытаться сказать, что её блюдо неидеально, такого она не потерпит. Если Адам после провала при первом открытии адаптировался и переделал меню, вняв критике, то Кейт выгнала бы из ресторана любого, кто посмел бы сказать что-то критичное о её меню. Её с радостью подвинули харизматичным и общительным Ником (Аарон Экхарт), едва представилась возможность.
В какой-то отрезок в жизни каждого из героев происходят переломные моменты. В жизни Адама Джонса их несколько. В начале фильма мы видим его уже изменившегося – он решил завязать с алкоголем и наркотиками и снова взяться за любимую работу, чтобы получить третью звезду Мишлена. А дальше мы наблюдаем второй переломный момент в его жизни, когда он едва не лишается долгожданной награды из-за мести его помощника Мишеля (Омар Си). Прошлое настигает его, едва не сокрушает, и, думая, что он потерял смысл жизни, в ужасе Адам вновь идёт по наклонной, едва не убивая себя. Но тут, на самом дне, он неожиданно получает поддержку от бывшего напарника и нынешнего соперника Рица, спасающего его от самоубийства, и от дочери его давнего учителя, Жана Люка, Анны-Марии (Алисия Викандер), которая помогает ему рассчитаться с долгами за наркотики. Он изменяет взгляды на окружающее и окружающих, доверяется новой команде, которая в этот критический момент показывает себя великолепно, и как результат, получает третью звезду Мишлена, свой Святой Грааль. И возможно, он сможет начать спокойную, счастливую жизнь со своей новой помощницей Хелен (Сиенна Миллер), которой он так добивался, и которая оказалась просто незаменима на его кухне и в его жизни.
У Кейт как будто нет предыстории до фильма. Мы узнаём, что она работает в ресторане, у неё есть сестра. Немного узнаём про её маму, и это всё. Переломный момент наступает по всем фронтам одновременно, когда погибает в автокатастрофе её сестра, и Кейт приходится взвалить на свои плечи бремя заботы о маленькой племяннице Зои (Эбигейл Бреслин). Пока она занята в заботах о Зои, в ресторане её заменяют новым шеф-поваром Ником. Едва узнав об этом, она тут же возвращается на работу и ей приходится как-то уживаться с Ником. Ему удаётся вызвать в её душе сначала волнение, а потом и чувство, и в итоге он пробуждает в ней волю к жизни.
Благодаря Нику и Зои Кейт понимает, что счастье не в кулинарных достижениях и не в ресторанном бизнесе, а в семейном тепле, которого ей так недоставало и которое подарили ей люди, появившиеся в её жизни. Ей, возможно, никогда не были нужны звезды Мишлена – в ресторане она готовила только ради заработка и, скорее, по привычке. Её тяготила необходимость обслуживать привередливых посетителей, не разбирающихся толком в еде. И как легко ей стало, когда она вывалила на стол особо чванливому гостю сырой стейк и, гордо подняв голову, ушла из опостылевшего ей ресторана, чтобы открыть с Ником небольшое кафе.
У каждого из шеф-поваров получилась своя жизнь, и счастья они достигли каждый по-своему, и каждый своего, а всё потому, что люди они разные, хотя оба гении. И потому нет идеального рецепта жизни, по которому можно было бы приготовить себе счастье. Лучшие рецепты это те, которые мы пишем себе сами…