Человеческий фактор
Маститый кинематографист Клинт Иствуд возвращается с новой режиссёрской работой – мелодраматической историей об американском пилоте, спасшем жизни ста пятидесяти пяти человек одним холодным январским утром 2009 года.
Пассажирский самолёт вылетает из Нью-Йорка и почти сразу же сталкивается с птицами, выводящими из строя оба двигателя. Главный пилот Чесли Салленбергер (Том Хэнкс) и второй пилот Джефф Скайлз (Аарон Экхарт) в спешке изучают инструкцию и общаются с диспетчером. Но в итоге, несмотря на указания долететь до одного из двух ближайших аэропортов и приземлиться там, «Салли» видит только один вариант успешной посадки – прямо на реку Гудзон. Это срабатывает, никто не погибает, однако руководство, потеряв самолёт в ледяных водах, твёрдо намерено доказать, что Салленбергер ошибся.
Клинту Иствуду не привыкать снимать картины о народных героях, а Том Хэнкс со своим природным обаянием просто не мог не вписаться в подобный образ. Поэтому содержание, в отличие от предыдущей работы режиссёра, «Снайпера», заведомо можно было назвать однозначным и во многом беспроигрышным. Главный вопрос состоял в форме и подаче «Чуда на Гудзоне». И здесь всё получилось стандартно и прямолинейно, что, однако, совсем не означает «плохо».
Перегружать простую историю о простом человеке, лишь делавшем свою работу, незачем. По сути, это и значит быть героем – будучи умудрённым опытом профессионалом, не потерять самообладание, принять единственно верное решение в критической ситуации и довести дело до конца. И, в отличие, от похожего по теме «Экипажа» Роберта Земекиса, это не тот случай, когда нужно глубоко лезть герою в душу: Салли изначально положительный персонаж, лишь желающий, чтобы всё поскорее закончилось и чтобы можно было наконец повидаться с женой и дочерьми. И весь конфликт фильма в том, к кому в итоге прислушается руководство: к компьютеру, из раза в раз симулирующему успешную посадку в аэропорту по заданным параметрам, или живому человеку, который был вынужден принимать архиважное решение в ситуации, к которой не был готов.
Само аварийное приземление на воду занимает чуть ли не добрую половину хронометража и показано с разных углов и точек зрения. И поставлено всё так, что напряжение чувствуется огромное – даже несмотря на непоследовательный монтаж и то, что исход событий уже давно известен. Впрочем, кажется, что всё это здесь для проформы, потому что самая суть фильма в другом.
Салли считает героями всех – от вовремя поспевших к месту аварии спасателей и членов экипажа до самих пассажиров. Каждый так или иначе внёс свой вклад в это Чудо на Гудзоне. И с этим трудно поспорить. Люди спаслись благодаря силе духа и единению, а не только действиям одного-единственного пилота. И не будь этого у нас в крови, никакие Салли бы тут не помогли.