– Есть такие битвы, в которых важна не победа.

Средиземье. Вторая эпоха. Виртуозный кузнец, достойнейший из мастеров Эрегиона эльф Келебримбор (Чарльз Эдвардс) попадает под чары Аннатара – принявшего облик посланца Валар Саурона (Чарли Викерз). Вместе они начинают работу над Кольцами власти.

Над Нуменором продолжают сгущаться тучи. Королева-регентша Мириэль (Синтия Аддай-Робинсон) теряет зрение и влияние, в обществе возрастает напряжение – начинаются смутные времена.

Крупное землетрясение в королевстве гномов Кхазад-думе приводит к увяданию их посевов. Множатся разногласия между королём Дурином III (Питер Муллан) и его сыном, принцем Дурином IV (Овайн Артур). Для спасения ситуации гномам отчаянно нужна помощь эльфов, с которыми у них давние напряжённые отношения.

Незнакомец (Дэниэл Вейман) и представительница мохноногов Нори Брендифут (Маркелла Кавена) держат путь в земли Рун, но на их пути встаёт таинственный Тёмный Волшебник (Киран Хайндс).

Первый сезон сериала по «Властелину колец» – безумно дорогой фанфик, мелодраматический попсовый опус, прошлое, которого никогда не было, и сказка, в которую невозможно поверить. В нём канон Джона Р. Р. Толкина слился с буйной фантазией шоураннеров Дж. Д. Пейна и Патрика Маккея, а затянутая экспозиция и медленный темп повествования оттенили бесспорные достоинства проекта: зрелищность, «киношную» картинку, неплохой уровень драматургии, проработанность мира, отсылки к трудам знаменитого английского писателя и монументальной трилогии Питера Джексона.

С одной стороны, создатели попытались учесть пожелания преданных почитателей писателя, с другой – чтобы окупить баснословные затраты на шоу, вынуждены были подстраиваться под современные тренды западного сообщества.

Так, жёсткой критике подвергся каст «Колец власти». Особенно зрителей раздражал мультикультурный актёрский состав. Ещё одна причина для острого недовольства публики – вольное обращение с первоисточником.

Но понять авторов тоже можно. У Amazon Prime Video были права только на события Второй эпохи легендариума Толкина. Также стриминговый сервис получил возможность цитировать события Первой и предыдущих эпох, в том числе Дней прежде дней, Дней Блаженства и Долгой Ночи. Сценаристы могли задействовать в своей истории персонажей и сюжетные арки из «Братства кольца», «Двух крепостей», «Возвращения короля», «Хоббита» и «Приложений» – дополнений к «Властелину колец».

Соединить все сюжеты в одну интересную историю и не вызвать при этом возмущения со стороны фанатов – задача практически неосуществимая.

Отличия сериала от книг и кинотрилогии

В сериале можно обнаружить временные несостыковки с оригиналом. Так, выковка Колец власти хронологически приходится на время правления Тар-Мириэль, а длившиеся тысячелетия расцвет и падение Нуменора сжаты до нескольких лет, тогда как появление Балрога происходит гораздо раньше описанного в книгах Толкина.

Выделяются и другие внесённые в канон изменения: создание Колец власти происходит не совсем так, как это было в произведениях Профессора, чудодейственный благородный металл мифрил – вот неожиданность! – помогает эльфам противостоять их увяданию, линия Гэндальфа заметно отличается от описанных в «Сильмариллионе» и «Неоконченных преданиях Нуменора и Средиземья» событий, муж Галадриэль Келеборн считается погибшим или пропавшим без вести – а ведь в книгах и фильмах он был живее всех живых!

Но создатели телешоу на этом не остановились и вывели собственные нарративы. Например, Мириэль внезапно оказывается слепой, Дурин IV и Элронд становятся чуть ли не закадычными друзьями, а Том Бомбадил – старшим товарищем и наставником Гэндальфа.

Все эти изменения ожидаемо вызвали раздражение в среде поклонников произведений британца.

Каждая сюжетная линия в «Кольцах власти» развивается планомерно, неспешно.

Гэндальф пытается помочь своим новым друзьям – мохноногам, постепенно превращаясь из потерявшего дар речи, спустившегося с небес на землю безвестного путника в великого волшебника. Впрочем, во втором сезоне его путь ещё только начинается, и говорить о персонаже как о сильном состоявшемся маге явно преждевременно.

А вот за спиной у Саурона уже длинная история. Персонаж Чарли Викерза при помощи интриг и манипуляций набирает силу, превращается из человека в эльфа, из малозаметного Халбранда – в ослепительного Аннатара.

Это один из самых интересных в сериале героев. Если в кинотрилогии Саурон был однозначным злодеем, живым (ладно-ладно, не совсем живым) воплощением всевозможных пороков, то в сериале мы видим, что где-то глубоко внутри верного последователя Моргота тлеют угольки добра. Да, это очень громко сказано, но всё же главный антагонист сериала получился далеко не одномерным.

При взгляде на героя Викерза мы вспоминаем прошлое персонажа – как известно, Саурон был одним из духов майар, принявших сторону зла.

В безжизненно-болезненном взгляде Саурона чувствуется не только пустота и нескрываемая злоба ко всему живому, но и совершенно необъяснимая печаль и – о, боже! – даже сожаление.

Чарли Викерз – однозначная удача сериала!

Вообще, видно, с какой скрупулёзностью подошли создатели к вселенной Толкина. Сериал выполнен если не с любовью к книгам и их экранизациям, то как минимум с большим уважением к ним.

Здесь есть и прямые цитаты из фильмов Джексона, и навевающая стойкие ассоциации с классической экранизацией главная музыкальная тема, которую написал композитор оригинальной трилогии Говард Шор, и созданные при помощи грима, а не компьютерных технологий орки, что тоже – дань уважения всё тем же картинам новозеландского режиссёра.

Cаундтрек

Музыку к сериалу написал Бэр Маккрири. Композитор известен по работам на телевидении («Ходячие мертвецы», «Чёрное зеркало», «Чужестранка», «Ведьмак: Происхождение»), а также в большом кино («Шаг вперёд 3D», «За пропастью во ржи», «Кловерфилд, 10»).

Кроме того, Маккрири – классический пианист и самоучка-аккордеонист, ученик великого Элмера Бернстайна.

Работая над музыкальной темой сериала, американец вдохновлялся книгами Профессора и оригинальной трилогией Джексона.

Для каждой из населяющих Средиземье народностей Маккрири создал уникальную технику.

Когда мы путешествуем по Линдону и Эрегиону, то слышим хоровое пение. Едва оказываемся вместе с Незнакомцем и Нори в восточных пустынных землях Руна, наслаждаемся мелодиями, в которых главенствуют звуки природы. Стоит нам перенестись в величественный Нуменор, ощущаем влияние Среднего Востока. А спускаясь глубоко под землю в Кхазад-дум, содрогаемся от низкого мужского вокала.

Composer Bear McCreary Writes About Parallel Themes in 'The Lord of the Rings: The Rings of Power' - Awards Radar
Бэр Маккрири

Вкупе с поучаствовавшим в проекте Шором саундтрек «Колец власти» можно воспринимать как часть любопытной музыкальной мозаики. Первая и вторая её части – экранизации «Властелина колец» и «Хоббита».

Впрочем, интонационно партитура сериала заметно отличается от партитур кинофильмов. Если Питер Джексон показывал нам измученный войнами и конфликтами мир или находящееся на грани катастрофы общество, то «Кольца власти» живописуют Средиземье на пике своих возможностей.

Именно поэтому музыка в сериале зачастую возвышенная, мощная, патетическая, возносящаяся невинным ангелом к звёздным небесам, падающая гордым соколом в бескрайние океаны и пробивающаяся неутомимым солнечным лучом в полные сокровищ подземные царства.

Запись саундтрека была осуществлена в течение четырёх дней и велась в студиях Эбби-Роуд и AIR Studios в Лондоне при помощи оркестра из девяноста инструментов. Также к проекту был подключён состоящий из сорока человек хор, который работал обособленно от основной команды Маккрири, в студии Synchron Stage в Вене.

Общее время звучания черновой версии саундтрека ко второму сезону составило около восьми часов, а длительность финальной версии – два часа сорок одна минута.

Точек пересечения телешоу с книгами/фильмами на самом деле немало.

Например, в одной из серий мы видим момент создания дверей Дурина, через которые братство кольца вошло в Морию в первом фильме трилогии. Встречаемся с ужасающим огненным демоном (возможно даже, с тем самым, с которым сражался Гэндальф). Знакомимся с тем местом, которое впоследствии станет Ривенделлом – заветным убежищем эльфов.

Есть в сериале и вполне конкретные отсылки. Так, Том Бомбадил адресует Гэндальфу слова, которые сам волшебник годы спустя скажет Фродо: «Многие из умерших достойны жизни, а кто-то из живущих – смерти».

Кстати, появление Тома – большой сюрприз и хороший подарок для поклонников книг. Фанаты очень ждали появления этого яркого персонажа ещё в полнометражных фильмах, но вписать его в киновселенную было нельзя – уж очень сильно Бомбадил выделялся на фоне прочих героев эпопеи.

Однако образ добродушного Хранителя леса идеально подошёл сериалу. Героя сыграл британец Рори Киннер («Род мужской», «Министерство неджентльменских дел»). Том Бомбадил в «Кольцах власти» выступает в роли проводника для Гэндальфа, объясняя ему и заодно нам, зрителям, мироустройство Средиземья. Интересно, как раскроется персонаж в последующих сезонах шоу. Если, конечно, сценаристы оставят его в сюжете.

Кстати говоря, основной каст первого тома почти в полном составе вернулся в продолжении. Но были и изменения.

На роль антагониста Адара был приглашён Сэм Хэзелдайн (сериал «Острые козырьки»). Он сменил Джозефа Моула (сериалы «Пуаро», «Игра престолов»). А вот игравшая Бронвин, женщину из деревни Тирхарад Назанин Бониади (сериалы «Как я встретил вашу маму», «Родина») покинула проект. Убрали из сериала и её героиню. Причины такого решения не назывались.

Но второй сезон «Колец власти» может похвастать не только потерями. Так, к составу проекта присоединился Киран Хайндс («Нефть», сериал «Игра престолов», «Молчание»). Ему достался образ Тёмного Волшебника с Востока. Бену Дэниелсу («Изгой-один: Звёздные войны. Истории») отдали роль одного из старейших эльфов Средиземья Кирдана Корабела, а Джеку Лаудену («Дюнкерк», сериал «Медленные лошади») – «молодого» Саурона.

Изменения в составе не прошли бесследно. Отсутствие героини Бониади сделало линию Арондира куцей. Лесной эльф, и до того не слишком эмоциональный, полностью лишился объёма – теперь им движет лишь месть.

Вообще, жажда расплаты – основной источник мотивации для многих героев нового сезона.

Одурманенная Сауроном Галадриэль (Морвет Кларк) хочет исправить свои ошибки, всё больше погружаясь в отчаяние и постепенно озлобляясь на всех вокруг. Отец принца Дурина мечтает поставить эльфов на место, нуменорский канцлер Ар-Фаразон (Тристан Гравелль) – Мириэль, Тёмный Волшебник – Незнакомца, Адар – Саурона.

Так постепенно пробуждается зло. Прежняя безмятежная жизнь начинает потихоньку разрушаться. Интриги, козни, обманы и смерти – только начало. Апофеозом надвигающегося ненастья во втором томе становится осада Эрегиона.

Так и хочется сравнить это сражение с лучшими батальными сценами из «Игры престолов»: битвой бастардов, Долгой ночью или нападением на Королевскую гавань.

Возможно, эпический размах битвы за Эрегион почти достиг того уровня визуального богатства, который демонстрировали в своих эпизодах Мигель Сапочник и Дэвид Наттер. Однако эмоциональный накал, который показала в эпизоде «На смерть обречённые» шведская постановщица Шарлотта Брандстром (сериала «Чужак», «Сёгун») не производит сильного впечатления.

Дело во многом тут в том, что ставки пока ещё не насколько высоки. Герои раскрываются шаг за шагом: Галадриэль учится смирению, Элронд отстаивает твёрдые моральные принципы, принц Дурин познаёт прелести дружбы и бремя ответственности, а Саурон медленно, но верно плетёт хитроумные изуверские планы.

Поразительно, но такой далёкий и мифический мир Средиземья оказывается нам очень близок. Пытающиеся сохранить и приумножить добро люди очень легко поддаются влиянию прихвостней Саурона, обещающих и лучшую, чем у соседа долю, и новое будущее, в котором не будет ни несправедливости, ни бедности, ни болезней, и награду, которая обязательно получит всякий лояльный Саурону.

А что могут предложить силы света? Только борьбу. Но ведь вместе ­– сильнее?

Как знать: на пути к миру – иногда только война.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here