«Когда любовь и долг одно и то же – это благословение», –
Сомерсет Моэм
В декабре исполняется десять лет со дня выхода на экраны фильма «Разрисованная вуаль» (The Painted Veil) по роману Сомерсета Моэма с Эдвардом Нортоном и Наоми Уоттс в главных ролях. Достойный повод вспомнить о фильме, повествующем о силе настоящей любви, отрицании и принятии собственного счастья.
Британский писатель Сомерсет Моэм – один из самых популярных и экранизируемых прозаиков конца XIX – первой половины XX века. Практически все его произведения в разное время были перенесены на экран, причём не один раз. И это вполне объяснимо, учитывая необычайную кинематографичность новелл Моэма – взять хотя бы самый известный его роман «Театр», экранизированный дважды.
Фильм Джона Кёррана «Разрисованная вуаль» (или «Узорный покров») – третья по счёту экранизация одноимённого романа Моэма, снятая наиболее близко к тексту. Предыдущие версии 1934 и 1957 годов с Гретой Гарбо и Элинор Паркер в главных ролях соответственно были типичными голливудскими мелодрамами по мотивам, во главу сюжета поставившие любовный треугольник и романтические переживания главной героини, разрывающейся между мужем и любовником.
Китти (Уоттс) – очаровательная дама из высшего общества. Выйдя замуж за малопривлекательного для неё микробиолога Уолтера (Нортон), она отправляется в Шанхай. Со скуки и от неспособности полюбить новоиспечённого супруга, Китти изменяет ему с женатым красавцем Чарльзом Таунсендом (Лив Шрайбер), помощником губернатора колонии. Уолтер узнаёт об измене и в гневе решает отправиться в глухую китайскую деревушку, где свирепствует эпидемия холеры. Туда он забирает и неверную супругу.
Преображение Китти из легкомысленной дамы в преданную жену и соратницу наступает далеко не сразу, и чем ближе знакомишься с героиней, тем больше начинаешь понимать, что характер Китти – лишь результат неверно усвоенных социальных норм и правил. Традиции и устои высшего общества, с детства окружающие Китти, никогда не были ей полностью осмыслены. Поэтому поспешный брак с Уолтером, продиктованный гнётом матери и желанием поскорее покинуть отчий дом, говорит о совершенной незрелости героини. Китти даже не пытается понять важность и судьбоносность своего поступка, а свадьбу с Уолтером воспринимает исключительно как ещё один неудачный, но необходимый ход в своей жизни.
Страсть Китти к красавцу и дамскому угоднику Таунсенду – ещё одно свидетельство душевной незрелости героини. Внешняя красота («Хорошо, когда мужчина следит за собой») является для Китти мерилом и внутреннего мира (типичное суждение, характерное для её класса). На фоне малоинтересного и скучного для неё Уолтера («Если мужчина не способен сделать так, чтобы женщина полюбила его, винить он должен себя»), популярный в обществе Таунсенд кажется Китти воплощением всех возможных мужских качеств и безумно привлекает её.
Последующее разоблачение Таунсенда, отказавшегося взять в жёны Китти в случае её развода с Уолтером, больно бьёт по самолюбию героини. С её глаз как будто спадает мечтательная пелена, что делает её существование бессмысленным. На помощь приходит муж Уолтер, который заставляет её поехать в изнурительное путешествие по китайской глубинке, сражающейся с эпидемией.
В этой поездке Китти наконец-то чувствует себя по-настоящему живой и свободной от социальных догм и правил. Странные нравы чужого, враждебного мира и постоянный риск постепенно наполняют жизнь Китти остротой и новым смыслом и заставляют по-новому посмотреть на действительно любящего её человека.
Несомненная удача фильма – актёрские работы Наоми Уоттс и Эдварда Нортона. Уоттс, известная своей тонкой игрой и детальным погружением в роль, сумела показать трудное становление души и характера главной героини. А Нортону удалось создать трогательный и проникновенный образ беззаветно влюблённого человека. Уолтер Фейн, микробиолог из среднего класса, влюбляется в обаятельную красавицу Китти с первого взгляда, подсознательно понимая, что эта любовь останется без взаимности. Но измена Китти безумно ранит Уолтера, вдруг осознавшего всю нелепость своего брака без любви («Глупо искать друг в друге свойства, которыми мы не обладаем»).
Несмотря на безусловные достоинства Уолтера, он так же, как и Китти, привык врать сам себе, стараясь не травмировать неудобной правдой окружающих («Я не привык открывать рот, если нечего сказать по делу»). Измена Китти становится необходимым катализатором для Уолтера, наконец, способному открыть свои чувства. В пылу ссоры Уолтер говорит Китти, что презирает вовсе не её, а себя, потому что был безумно влюблён в неё. В свою очередь Китти говорит Уолтеру, что люди намного запутаннее, чем его крохотные микробы, они непредсказуемы, могут ошибиться, могут разочаровать. Как ни странно, эта истина оказывается созвучна и Китти, и Уолтеру как людям, не способным до конца смотреть правде в глаза.
В опасной и экзотической поездке эти двое, по сути, чужих людей обретут смысл жизни и по-новому взглянут друг на друга. Уолтер найдёт себя в борьбе с эпидемией, а Китти, наконец, избавится от ненужного эгоизма и обретёт внутренний покой и любовь. «Разрисованная вуаль» – это история становления двух не слишком зрелых героев, прошедших долгий путь друг к другу. Ведь любовь – это величайшее путешествие в жизни для каждого из нас. И требуется мужество, чтобы хоть раз пойти ей навстречу.