Маленький котик целыми днями занят кошачьими делами: гуляет по лесу, играется, прячется от своры собак и периодически заходит подремать в уютный деревянный дом. Вот только хозяина там давно уже нет, как и, похоже, всех остальных людей – окружающее пространство полностью отдано на милость матушки-природы.
Однако мир без человечества ещё не гарантирует полного спокойствия. Ни с того ни с сего начинается потоп, и единственным средством спасения для кота оказывается лодка. Правда, её придётся делить с другими животными, которые также пытаются выжить, но при этом совсем не рады новым пассажирам.
Красочные, эффектные и полные динамики компьютерные мультхиты студии «Пиксар» приучили публику к пониманию, будто зрелищная трёхмерная анимация непременно должна быть дорогой, развлекательной и высоко детализированной. Латвийский режиссёр-аниматор Гинтс Зильбалодис имел в своём распоряжении лишь три с половиной миллиона евро и бесплатное программное обеспечение Blender, но результат превзошёл любые ожидания.
«Поток» не только стал самой посещаемой картиной на родине постановщика, но и завоевал премии «Оскар» и «Золотой глобус» в категории «Лучший анимационный фильм». Лишённый дорогих спецэффектов и диалогов, он покорил зрителей всего мира историей маленького котика, за которой скрывается нечто гораздо большее, нежели банальное приключение нескольких зверюшек на фоне природного катаклизма.
Предпосылкой для создания «Потока» выступил ранний короткометражный анимационный фильм Зильбалодиса «Вода», главным героем которого тоже стал маленький кот, оказавшийся в лодке посреди океана. По воспоминаниям режиссёра, снять короткометражку о собственной кошке он захотел ещё в старших классах школы. Уже тогда инстинктивная неприязнь кошкой воды показалась ему основой для рассказа универсальной истории о преодолении. Со временем история вылилась в более масштабный полнометражный проект, на создание которого у Зильбалодиса ушло 5 лет.
Режиссёр не раз заявлял, что вдохновлялся творчеством французского комедиографа Жака Тати и постарался сосредоточиться исключительно на выразительной пластике движений, заменяющей вербальный язык. При этом герои «Потока» не должны были вести себя как типичные герои из мультиков – по мнению Зильбалодиса, зрителю необходимо увидеть события сквозь линзу незамутнённого сознания, исключительно с точки зрения животных.
«Я хотел рассказать историю без диалогов, чтобы мои герои вели себя как настоящие животные, а не как люди, и не ходили на двух ногах, потому что мы это уже сто раз видели, – говорит Зильбалодис. – Если смотреть на историю с точки зрения животного, она становится эмоциональнее и напряжённее, когда происходящее воспринимается острее именно с субъективной кошачьей точки зрения. Мы не совсем понимаем причины некоторых событий, как и кошка не знает, откуда взялось наводнение, но именно такой приём может по-настоящему погрузить нас в этот мир. Если мы будем объяснять слишком много, это сильно испортит восприятие».
Гильбалодису и команде аниматоров удалось выдержать фактически безупречный баланс, придав персонажам мультяшное обаяние и в то же время лишив их антропоморфных черт. Благодаря этому они смогли избежать ошибок трёхмерного ремейка «Короля льва», где ультрареалистичные звери полностью утратили индивидуальность и превратились в безликую фауну из телевизионной передачи о дикой природе. Авторы «Потока» не столько воспроизводят реальность в кадре, сколько по-своему её интерпретируют, и поэтому герои ведут себя как настоящие животные, но при этом обладают собственными чертами, в которых зрители могут найти параллели с собой.
Фобии чёрного котика не ограничены инстинктивным страхом перед водой и собаками. Он, как и многие из нас, опасается чего-то нового, неизведанного, страшится незнакомого доселе социума и учится налаживать контакт с окружающими.
Главной отличительной чертой лемура становятся задатки Плюшкина, поскольку даже в условиях выживания он постоянно занят собирательством разных безделушек и ревностно охраняет свои сокровища от чужих посягательств.
Помимо кота, сердца многих зрителей украла сонная капибара – за невозмутимое и безмятежное поведение вопреки обстоятельствам. Этот персонаж являет собой положительный пример здорового «пофигизма», когда далеко не на все сложные житейские ситуации нужно реагировать крайне эмоционально – порой лучше просто расслабиться и вздремнуть. Что характерно, равнодушным флегматиком до самого конца капибара тоже не остаётся и при случае начинает действовать как часть единой команды, что также знаменует её личностный рост и самопреодоление.
Помимо эффектной пластической экспрессии, позволяющей персонажам выразить множество эмоций без всяких слов, Гильбалодис усиливает смысловые акценты визуальным нарративом и глубоким смысловым бэкграундом. В первую очередь видеоряд покоряет искусной имитацией оживших мазков кисти художника, слегка грубоватой на первый взгляд и гиперболизированно графичной, но при ближайшем рассмотрении детализированной и скрупулёзно проработанной.
За динамику здесь отвечает камера, чьи скольжения будто имитируют ловкие кошачьи прыжки, когда объектив плавно и притом очень быстро перемещается вслед за персонажами. Она не просто инструмент, который запечатлевает события – с её помощью зритель невольно превращается в участника действия. Он молниеносно вовлекается в гущу событий: ему предлагают то совершить безмятежную прогулку по залитому солнцем лесу, то стремительно промчаться сквозь заросли в попытках спастись, то заворожённо замереть, созерцая величественные пейзажи и окрашенный закатными красками горизонт.
Кажется, будто людей на планете давно не существует, и природа сама выстроила собственные мегаполисы из гигантских деревьев и скал. Всё, что осталось от человеческой расы, как представителей некогда великой цивилизации, – лишь поросшие лианами и лишайниками руины, монументальные останки былого величия и торжества интеллекта.
Если на что и можно слегка попенять, то на слегка простоватый финал, поскольку Гинтс Зильбалодис предпочёл завершить историю в духе благостных сказок о силе товарищества, дружбе и единении. Поначалу картина повышала ставки, претендуя на глубокомысленную притчу, особенно это касалось эпизодов с пугающими сновидениями кота и таинственным Вознесением птицы-секретаря. Но именно на кульминации может показаться, что у автора вдруг закончились идеи.
Однако, как и в случае с произведениями, в которые создатели искренне вложили душу, старания и высокие посылы, положительные аспекты с лихвой способны перевесить недочеты. «Поток» легко способен влюбить в себя зрителя всех возрастов ненавязчивой и мудрой, хотя и не слишком утешительной мыслью: Земля поистине прекрасна, пока на ней не заводятся люди. И только природа сама способна установить необходимые баланс и гармонию, пускай для этого планете придётся пройти полное очищение – в данном случае, водой.