– Давай ни с кем не портить отношений.

Юго-восток Ирландии, Нью-Росс, графство Вексфорд. Канун Рождества 1985 года.

Ранним морозным утром торговец углём, дровами и торфом Билл Ферлонг (Киллиан Мёрфи) находит в сарайчике местного женского монастыря девушку. Она чем-то крайне напугана. Возможно, в стенах этого заведения происходит что-то нехорошее.

За пыльным окном – двое влюблённых. В его отражении – маленький мальчик. Кажется, он не понимает, что происходит. Однако это не совсем так.

Этот скромный мальчуган – Билл Ферлонг. Детство ребёнка не было простым. От его молодой матери отказалась семья, и женщине пришлось в одиночку растить сына. Нравы в обществе не позволяли родственникам принять оступившуюся девушку. Но оступившуюся ли?

В глазах уже взрослого Билла читается немой вопрос. Едва ли примерный семьянин, усердный работник и добропорядочный горожанин был знаком с трудами Грибоедова и уж тем более вряд ли размышлял на досуге о проблемах Чацкого, но и скупые движения, и осторожная походка, и сложенные в замок руки, и опущенный в пол взгляд мужчины выдают медленно разгорающийся в его душе праведный огонь: а судьи кто?

Когда хмурым воскресным утром мистер Ферлонг заезжает на территорию монастыря, куда он регулярно привозит топливо на продажу, Билл неожиданно встречает запертую в сарае измождённую девушку. Она очень напугана – над ней явно кто-то издевался: морально и физически.

Очень быстро становится ясно, кто именно это делал. Но понимание лишь усложняет ситуацию, и Билл разрывается надвое. Являясь ортодоксальным католиком, мужчина не может пойти против веры, но собственный негативный опыт и чувства подсказывают ему иное – необходимо действовать.

Билл продаёт уголь, но его пламя зачинается очень медленно. Ведь на улице холодно, а все дрова давным-давно отсырели. Мужчина хочет что-либо предпринять, но сделать это сложно: он боится, его некому поддержать – ни соседи, ни знакомые, ни родня не в состоянии подставить Биллу дружеское плечо.

На противопоставлениях – внешней невозмутимости и внутреннем гневе – строится тихая история режиссёра Тима Милантса.

Постановщик ранее уже работал с Киллианом Мёрфи. С одной стороны, волевой одиозный гангстер Томас Шелби из «Острых козырьков» – явная противоположность добродушного и мягкосердечного Билла Ферлонга, с другой – у протагонистов можно найти немало общего.

Так, на жизнь двух мужчин большое влияние оказали страшные травмы прошлого. Дышать полной грудью главарю банды мешает посттравматический синдром, честному труженику из Нью-Росс – трагедия детства. Однако за жестокостью первого и обманчивой слабостью второго скрываются остро чувствующие, эмпатичные люди.

Киллиан Мёрфи это отлично передаёт. Игра оскароносного актёра в «Мелочах жизни» предельно минималистична: его персонаж мало говорит и скуп на проявление эмоций, он носит милую зимнюю шапку и вязаный свитер цвета зелёного жука. Билл и сам в какой-то степени жук: неприметный и будто бы малозначимый – съесть его очень легко любому, кто этого возжелает.

Отличную компанию Мёрфи составляет Эмили Уотсон. Заслуженная британская актриса играет сестру Мэри из того самого монастыря. Она холодна к людям и вообще больше походит на тюремного надзирателя, нежели на официальную представительницу церкви. Во взгляде женщины – сталь, её выдержке могли бы позавидовать многие герои прошлого, а количество тайн, которые она таит в голове, может оказаться поистине неисчислимым.

Именно потому Билл сначала пасует и как будто принимает правила игры.

Хотя, казалось бы, совершить необходимый шаг и вступиться за находящегося в беде человека в его ситуации не так и сложно.

Но человека делают травмы. И мир вокруг.

Находящиеся рядом с Билом люди предпочитают ничего не замечать. Им гораздо легче переключиться на домашние заботы, чем думать о том, что творится за стенами монастыря.

Своя рубаха ближе к телу, – будто бы шепчут они друг другу.

А в религиозной общине Нью-Росс происходят ужасные вещи. Учреждение для исправления «падших молодых женщин» – место, где девушек подвергали унижениям и насилию, где процветала жестокость и подавлялась личность.

История основана на реальных событиях. Пресловутый монастырь – это одно из заведений ирландских «прачечных Магдалины», управлявшихся римско-католическими учреждениями с 1820-х годов до 1996 года. И этот экивок в сторону мира за пределами экрана делает драму Милантса более пронзительной и острой.

Стилистические приёмы, которые использует режиссёр, ещё больше увеличивают градус напряжения. Затемнённая «тёплая» картинка, зернистое изображение, красивое боке и центральное кадрирование создают впечатление «нормальности» и также напоминают о светлом празднике Рождества.

Вот уж, действительно, горькая ирония!

А на душе у людей отнюдь не тепло. Там – огонь и лёд, равнодушие и паника, страх и тоска. Подчас это сложно разглядеть и в самом себе, что уж говорить об остальных.

Но если хотя бы попытаться признаться в том, что ты боишься, и в этом нет ничего предосудительного, вероятно, станет чуточку легче. Ведь вокруг тебя такие же люди, со своими фобиями и комплексами.

Не замечать их проблемы – такое же преступление, как и совершённое злодеяние. Не пред лицом суда, но прежде всего перед самим собой. Ведь быть человеком – это значит любить. А любовь – в том числе в умении понимать и чувствовать эмоции других.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here