11-летний Элио Солис мечтает о том, чтобы его похитили инопланетяне. У него нет друзей, а из родительских фигур – только тётя, которой трудно найти с ним общий язык.
Но вот мечта становится явью, и Элио, ошибочно принятый инопланетным советом как лидер Земли, улетает в далёкий космос.
Чтобы закрепиться на новом месте и ни в коем случае не вернуться домой, Элио втягивает себя в переговоры с угрожающей совету империей захватчиков. В результате он заводит дружбу с Глордоном – сыном правителя империи, напоминающим гибрид червяка и многоножки.
Новая работа Pixar в первую очередь – детище Эдриана Молины («Тайна Коко»). Вдохновляясь отрочеством, проведённым на военной базе, он задумал историю о детстве и социальной изоляции. Однако позже Эдриан ушёл с проекта, занявшись вместо него продолжением «Тайны Коко». А режиссёром «Элио» стала Доми Ши («Я краснею»), разделив этот титул с уже работавшей над лентой раскадровщицей Мадлен Шарафьян (короткометражка «Нора»).
В анимации (от «Ранго» и «Смывайся» до «Подводной…» и «Лесной братвы») распространён троп «разоблачение лжеца» (liar revealed), когда приличную часть ленты главный герой выдаёт себя за кого-то другого. Но (чаще всего под конец второго акта) ложь раскрывается, и зрителю остаётся только ждать, пока другие герои показательно разочаруются в протагонисте, а потом всё равно придут ему на выручку. На поверхности «Элио» так и напрашивается в данную колею, и, если вы сильно не любите этот элемент, покоробить он может. Но в действительности элемента с «разочарованием» почти нет, и в целом кино не об этом.
Оно фокусируется на трудностях поиска общего языка. Последнее касается как Элио с его тётей Ольгой, так и Глордона и его отца, Лорда Григона. По большому счёту вся эта история о космосе и дружбе с инопланетянами напрямую проецируется на показ отношений между ребёнком и родителем. Самые сильные эпизоды фильма, способные пробудить слезу, как раз и кроются в моментах, когда герои находят то самое важное, что всегда было прямо перед ними.
Впрочем, это не значит, что тема научной фантастики не раскрыта. В космосе Элио встречает пришельцев самой разной формы (хотя насекомоподобные превалируют). Интерьеры совета выполнены в пастельной гамме и имеют округлые формы. Ощущается, что это пространство создано для всех видов. Аниматоры здорово проработали окружение и заполняющих его героев. И это не говоря о местном компьютерном помощнике Ооооо, пластичности которого способна позавидовать самая мастерская двухмерная анимация.
В плане визуального языка авторы вдохновлялись как классикой Спилберга «Инопланетянин» и «Близкие контакты третьей степени», так и выходившей в то же время фантастикой для взрослых – «Чужим» и «Нечто». Наверняка от последних в фильм и просочились пара сцен прямиком из хоррора. Детей они едва ли напугают, но вполне могут порадовать своей аутентичностью взрослых.
У фильма прекрасный ритм: получив достаточно предыстории, космическое путешествие не заставляет себя ждать. А в нём и приключений хватает, и есть на что поглазеть, и периодически проскальзывают очень удачные шутки – одни из лучших в фильмографии Pixar. Музыка Роба Симонсена («500 дней лета», «Дэдпул и Росомаха») прекрасно дополняет происходящее, звуча и грандиозно, но не заезженно, в панорамных кадрах, и потише – в более эмоциональных сценах.
Хватает у ленты и такта. Высмеянный в начале второстепенный герой получает достойное возвращение ближе к концу, помогая героям в кульминационной экшен-сцене. А та и захватывает, и наглядно иллюстрирует проблему загрязнения космическим мусором пространства вокруг нашей планеты. Лента находит отличный баланс между погружением в проблему человеческого одиночества и красотой стремления к поиску инопланетной жизни, сопровождаемую закадровым голосом Карла Сагана с размышлениями на тему.
Немногие неудачные элементы «Элио» касаются отдельных мелочей вроде тех, что добрые инопланетяне уж слишком инфантильны для элитного межпланетного союза, а у пришельца-злодея без глаз внезапно проступают хорошо проработанные брови. Но даже эти, казалось бы, недостатки не могут помешать истории быть эмоционально увлекательной.