Джастина Кемпа (Николас Холт), журналиста и алкоголика в завязке, вызывают в суд в качестве присяжного заседателя, где рассматривается дело о смерти Кендалл Картер, убитой её парнем после ссоры. Кемп обещает беременной жене (Зои Дойч), что это ненадолго, однако во время заседания молодой человек понимает, что ошибался. В ходе допроса обвиняемого Джастин выясняет, что причиной смерти девушки стал он сам.

В тот злополучный вечер Джастин сбил её насмерть, всё это время полагая, что наехал на оленя. Теперь перед ним дилемма. С одной стороны, парень не готов мириться с тем, что невиновный человек сядет за преступление, которое не совершал. С другой, он не намерен оставлять жену одну, поскольку если правда вскроется, тюрьмы ему не избежать.

Клинт Иствуд – величина исторического масштаба в рамках кинематографа. Этот голливудский атлант начинал как актёр, чей заглавный образ плотно укоренился в мировой и, в особенности, американской поп-культуре, а затем переметнулся в стан постановщиков и перестал сниматься у других режиссёров. На его счету превеликое множество престижных наград, включая пять статуэток «Оскар». Однако несмотря на то, что мэтр держит планку качества и регулярно радует почитателей своего творчества новыми работами, кажется, что его фильмы выходят незаслуженно тихо, без особого интереса зрителей к ним.

В кинокомпании Warner Bros., что занималась дистрибуцией его последней на данный момент ленты, судя по всему, тоже считают, что Иствуд вышел из моды. «Присяжный номер 2» попал в ограниченный прокат и не сумел окупиться. Правда, когда картина появилась на стримингах, она всё же снискала популярность, и уже почти месяц держится на первом месте по просмотрам в HBO Max. Но беда не приходит одна: фильм пролетел мимо всего наградного сезона, попадание в который очевидно было в планах Иствуда. Хотя в случае «Оскара» надежда всё ещё есть. Тем не менее, ряд авторитетных изданий не постеснялся присудить «Присяжному номер 2» звание одного из лучших фильмов 2024 года.

За минувшие двенадцать месяцев мы не раз становились свидетелями того, как пожилые режиссёры через кино рефлексируют окружающую их реальность. Но если у Фрэнсиса Форда Копполы и Ридли Скотта на уме только Римская Империя (а если быть точным – назойливая мысль, что современная Америка является её новой реинкарнацией), то у 94-летнего Клинта Иствуда на первый план выходят вопросы морали и этики.

Да, актуальные политические комментарии при желании в ленте разглядеть можно. К примеру, героиня Тони Коллетт, претендуя на пост окружного прокурора, стремится завоевать голоса при помощи громкого дела о домашнем насилии. Это можно интерпретировать как укол в сторону женщин-политиков, набирающих медийный вес за счёт феминистской повестки. Но и этот тезис вызывает сомнения, поскольку Фэйт (имя переводится как «вера») искренне полагает, что обвиняемый виновен.

Если бы зрители не знали, что случившееся – дело рук главного героя, и притом исходили бы из доступных косвенных доказательств, то сами бы поверили в версию прокурора. Да и к тому же, подсудимый – отнюдь не белая овечка, а, скорее, волк в овечьей шкуре: за его спиной участие в печально известной группировке, а вспыльчивый характер, который он не раз проявлял на людях, намекает на возможный мотив убийства.

Как и Жюстин Трие в «Анатомии падения», Иствуд говорит о поиске истины в эпоху «пост-правды», когда не так важно, что произошло, а то, чей рассказ об этом был убедительнее. Забавно, что сценарист Джонатан Абрамс, по сути, отзеркалил гендерный конфликт из фильма с Сандрой Хюллер: там обвинителем был мужчина с завуалированно сексистскими убеждениями, здесь – женщина с предубеждением. Но если в ленте Трие правосудие было слепо, ибо судьба героини зависела от слабовидящего сына, то у Иствуда оно мечется между истиной и справедливостью. К слову, флешбэк ссоры в вечер убийства показан совершенно по-разному – в зависимости от того, кто даёт показания.

В «Присяжном номер 2» ни один из персонажей не является отрицательным, но и всецело положительных среди них вы не найдёте. Все действуют в плоскости серой морали, впрочем, как и все люди, окружающие нас. Герой Николаса Холта виновен, но, как ни странно, это не делает из него плохого человека. Чистосердечное он писать не хочет, потому что опасается, что ему впаяют неоправданно большой срок, припомнив алкоголизм, который он когда-то победил. Ведя игру против себя и в то же время отводя подозрения от своей личности, он непременно сталкивается с моральным выбором.

«Присяжный номер 2» структурно устроен несложно и не давит на смотрящего философским краснобайством, но вместе с тем погружает зрителя в ситуацию цугцванга, заставляя того испытывать крайне противоречивые эмоции. Тут уж каждый сам для себя определит, где сделка с совестью допустима, а где – нет.

Джастину Кемпу хочется сочувствовать уже по той причине, что он не эгоист, выгораживающий себя, а всего лишь виновник обстоятельств. По своим мировоззренческим установкам он гуманист и верит в преображение человеческой души. Он постоянно держит при себе «монетку трезвости», служащую напоминанием о его тернистом пути. То, что Николаса Холта за эту тончайшую и сложнейшую роль уже обделили номинациями на «Золотом глобусе» – несправедливость, сопоставимая с показанным в фильме. Вообще год у него, конечно, выдался на славу. Помимо Иствуда, он также сыграл у Джастина Курзеля и Роберта Эггерса.

То же самое можно сказать и про Тони Коллетт. Невольное противостояние их персонажей, достигающее своего апогея в диалоге у статуи Фемиды, – самый сильный эпизод ленты, пронзительный, напряжённый и притом достаточно тихий.

Иствуд, которому уже не впервой браться за юридические драмы, в отличие от уже упомянутых коллег по цеху, не подводит к готовому решению. Именно зрителю предстоит вершить судьбу героя Холта: заслуживает ли он прощения или всё же должен понести наказание?

Невозможно не отметить, насколько «Присяжный номер 2» монументален. В сравнении с «Мегалополисом» Копполы, это небольшое, почти что камерное кино. Но грандиозность его кроется не в форме, а в содержании.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here