– Здесь никто никогда не умирал.

Семья, состоящая из матери Ребекки (Люси Лью), отца Криса (Крис Салливан) и двух детей-тинейджеров, Тайлера (Эдди Мэдэй) и Хлои (Каллина Лян), переезжает в новый дом. Кажется, жилище не сулит неприятностей для новых обитателей.

Однако смерть близкой подруги Хлои погружает девушку в депрессию, и теперь между ней и остальными членами семьи чувствуется отчуждение. Кроме того, отношения сестры с братом далеки от идеальных, а между мужем и женой отсутствует полное взаимопонимание.

Ещё сильнее ситуация обостряется, когда Хлоя начинает видеть, как предметы в её комнате перемещаются сами по себе.

Одна из главных изюминок нового проекта Стивена Содерберга – операторская работа. Благодаря свободным движениям камеры, ловко взлетающей к потолку и беззастенчиво впечатывающейся в стены, стыдливо прячущейся в шкафу и делающей резкие повороты вокруг своей оси, танцующей в унисон нежным фортепианным мелодиям и совершающей неожиданные спонтанные рывки, создаётся совершенно удивительная атмосфера путешествия «вглубь» фильма.

Активное использование «рыбьего глаза» – ещё один выделяющий «Присутствие» элемент. Кадрирование приравнивается к полю зрения человеческого глаза, и зритель становится невольным участником действа – пред нами практически иммерсивное искусство.

Но всё же поставить себя в центр разворачивающихся на экране странных событий не так просто, ведь режиссёр предлагает нам взять точку зрения… призрака.

Мы не знаем, добрый он или злой, не понимаем, как выглядит это мимолётное видение, что им движет, откуда оно явилось и чего хочет. И потому каждое совершаемое призраком действие для нас неожиданно и необъяснимо. Оно страшит и зачаровывает.

Вот уж действительно, саспенс так саспенс!

С другой стороны, лежащая в основе сюжета история банальна и неоднократно использовалась в фильмах ужасов самых разных мастей. Терзающие домочадцев демоны, монстры, привидения и другие представители потустороннего мира – завсегдатаи классических «Полтергейста» и «Ужаса Амитивилля», типично жанровых «Других» и «Заклятия», а также комедийных «Время их жизни» и «Страшил».

Но минималистичный проект автора «Одиннадцати друзей Оушена» смотрит в другую сторону.

Фильм – первый в карьере Содерберга хоррор. «Присутствие» было снято всего за одиннадцать дней и является дальним родственником «Шестого чувства» М. Найта Шьямалана. Правда, построено детище Содерберга, выступившего тут ещё в качестве оператора и монтажёра, по другим принципам и решено при помощи иных художественных приёмов.

События развивается планомерно, неспешно.

Содерберг намеренно отказывается от приёмов, которые часто используются в хоррорах. В «Присутствии» нет тревожных музыкальных тем, приглушённого освещения, скримеров и тонкого психологизма. Напротив, особняк семейства выглядит достаточно приветливо (вы точно бы захотели жить в таком!), в кадре много солнца, а семейные дрязги уж точно не производят впечатление неразрешимых и фатальных.

Более того, начинающие вскоре происходить в доме загадочные происшествия не особенно сильно пугают – больше удивляют и настораживают.

В этот момент «Присутствие» напоминает не фильм ужасов, а детектив – хочется выяснить природу необъяснимых происшествий. И даже плавающий по дому призрак-вуайерист в первую очередь пробуждает любопытство, а не будоражит кровь.

Есть в картине и ещё один интересный персонаж – это школьный товарищ Тайлера Райан (Уэст Малхолланд). Появление героя с непонятной мотивацией запутывает и поднимает градус интриги.

Но Содерберг не был бы Содербергом, если бы не оставил то тут, то там разбросанные подсказки. Их занимательно искать, пытаться сложить в цельную картину – ещё интереснее.

Чем ближе мы оказывается к финалу истории, тем становится понятнее – призрак и проблемы семейства каким-то удивительным образом связаны.

Опасность – вокруг, зло – внутри человека.

Автор демонстрирует, как трагедия человеческой души может обернуться всепоглощающей драмой, выжигающей всё вокруг себя. Содерберг показывает, как сложно порой отпустить, но как необходимо уметь это делать.

А ещё «Присутствие» – о том, как любовь и родственные узы помогают справиться с любой чертовщиной. Как близкий может стать опорой в самую трудную минуту. Даже если он уже покинул этот мир.

Звучит сказочно, фэнтезийно? Выглядит как оторванная от правды жизни иллюзия? Возможно.

Но зато иллюзия это дивно красивая.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here