МУЗЫКА «СЕКРЕТНЫХ МАТЕРИАЛОВ»

Разговор с композитором Марком Сноу

Автор: Джеймс Уайт

«Секретные материалы» не были бы «Секретными материалами» без жуткого звучания, созданного композитором Марком Сноу, 67-летним нью-йоркцем, который придумал легендарную музыкальную тему и бесчисленное множество композиций на протяжении сериала. Мы поговорили с ним о попадании в британские хит-парады, звучании в супермаркетах и волшебстве питания на съёмочной площадке…

– Как вы получили работу на сериале? У Криса Картера есть отличная цитата: «Мне понравился стиль Марка, его музыка и то, что он живёт недалеко от меня…».

– Так и есть! В этом плане мне повезло, потому что, если вы знаете географию Лос-Анджелеса, он живёт в Пасифик Палисейдс, а я в Санта-Монике, что очень близко. Насколько я знаю, другие кандидаты жили в центре Лос-Анджелеса или Сими-Вэлли, а это далеко. Так что это мне помогло!

– Кажется, (исполнительный продюсер) Роберт Гудвин вас познакомил друг с другом?

– Я много работал с Бобом, поэтому, когда появился этот проект, ему было легко меня порекомендовать. Он был главным, так сказать, в заключении договоров и привлечении внимания Криса ко мне. Крис приехал ко мне домой, чтобы послушать музыку и поговорить.

– Были ли у Криса конкретные пожелания насчёт темы?

– Он привёз штук пять-десять дисков и сказал: «На этом мне нравятся ударные, здесь гитара, здесь скрипка…». Я пытался всё это переварить и получилось не очень, но и ничего страшного не произошло. Я просто продолжал работать. Написал, наверное, четыре темы, пока не появилась та самая. И те четыре были похожими на то, о чём он говорил, но когда я вспоминаю их – не знаю даже, сохранились ли они – они звучат заурядно, или как то, чего ожидаешь от фантастического сериала. Они были более ритмичными, ударными, опасными и «мускулистыми». Крис сказал: «Всё отлично, однако немного…». Он человек сдержанный и не особенно общительный; настолько спокойный, что трудно понять, о чём он думает, но мы хорошо поладили. А потом я сказал: «А давай я попробую без влияния этих вещей». У нас было немного времени и, к счастью, мы наткнулись на финальный вариант.

В Нэшвилле один человек записал версию в духе Криса Айзека, на стил-гитаре. Очень угрюмо, но круто.

– Правда ли, что вы опёрлись рукой на клавиатуру и нашли нужное звучание по ошибке?

– Да. Это была сопровождающая тема, это «да-ба-да-да-ба-да…». На синтезаторе было настроено эхо, и я подумал, что получилось хорошо. Крис всегда говорил о простой, сыроватой, неотшлифованной музыке. И я подумал: «Хорошо, вот неплохой пример». Затем мне нужно было понять, что ещё войдёт в эту композицию из трёх частей. Есть протяжные низкие ноты, есть тихие удары в барабаны тут и там, нужна была лишь мелодия поверх этого. Задача была простая. Я пробовал различные инструменты, включая струнные, саксофон и флейту, но это звучало обыденно. А как насчёт пианино? О нет. В общем, я случайно наткнулся на этот звук свиста и моя жена сказала: «Отлично! Так и оставь». Она и сама начала свистеть в такт, так что этот звук произошёл отсюда.

– Вы работали на основе вступительной заставки, или её создатели работали на основе вашей музыки?

– Сначала была музыка. Крис позвонил мне за пару недель до выхода серии в эфир и сказал: «Есть пара человек с Fox, которые хотят всё послушать, чтобы и им понравилось». Он сказал, чтобы я приехал на студию в определённое время и взял с собой бумбокс – тогда MP3 ещё не было, так что у меня была аудиокассета. Я приехал на встречу, а Крис сказал: «Ой, мне надо отлучиться по другому делу». И оставил меня наедине с группой менеджеров! Я включил музыку и наступил классический голливудский момент – никто ничего не говорил и только передавал эстафету следующему. Первый парень сказал: «Ну… Знаете, это… Я… мне кажется… Джим?». И следующий продолжал. «Мне это напоминает… У меня такое чувство…». Никто не осмелился говорить конкретно. Они были озадачены, ожидая услышать что-то более предсказуемое. Я видел, что они разрываются между мыслью о том, что это отличная идея, и тем, что это слишком необычно. Настоящая голливудская мораль всей истории в том, что через месяц сериал вышел в эфир и все говорили, какая у него прекрасная музыкальная тема. Один из тех ребят со встречи мне позвонил и сказал: «А разве мы не говорили? Разве мы не говорили, как хорошо всё получится?». А я воспользовался моментом и сказал: «Да, говорили! Спасибо!».

– Есть ли у вас любимая кавер-версия темы?

– В Нэшвилле один человек записал версию в духе Криса Айзека, на стил-гитаре. Очень угрюмо, но круто. Среди каверов было много пульсирующих электронных версий, а эта была как густое облако, которое тебя обволакивает. Было очень приятно.

– Главная тема дошла до второй строчки в британских хит-парадах. Для вас это было неожиданностью?

– Определённо. Я не думал, что инструментальные композиции могут такого добиться. Кто-то сказал: «Сделай более длинную версию и дай послушать…». Кажется, это был кто-то с Warner Bros. Наверное, это из-за того, что сериал очень популярен в Великобритании и Франции. Расстроило в этой ситуации то, что мне звонили из звукозаписывающей компании со словами: «Парень, это грандиозный успех. Давай ещё что-нибудь! Что у тебя ещё есть?». Я много чего пробовал, но ничего не вышло. На мгновение показалось, что я могу стать, как Моби – выпускать синглы один за другим. Я делал всё, что мне казалось интересным, но ничего толкового не получилось.

– Слышали тему в каком-нибудь неожиданном месте?

– Я как-то был в Лос-Анджелесе в супермаркете Ralph’s и услышал её среди фоновой музыки!

– Кроме главной темы, чем из музыки к «Секретным материалам» вы больше всего гордитесь?

– Была серия под названием «Постмодернистский Прометей». Кто-то написал версию темы той серии для оркестра, и в музыкальном плане это однозначно было для меня чем-то особенным. Было отлично.

– Вам больше нравилось писать для обособленных серий, а не «мифологических», в которых обычно были схожие темы?

– Это так. Не думаю, что создатели сериала хотели бы это слышать, но, по части музыки, серии с самостоятельным сюжетом давали мне чистый лист, на котором можно было экспериментировать с чем угодно. Серии с мифологией требовали почти традиционной киномузыки.

На съёмочной площадке больше всего меня впечатлил стол с едой для актёров. Всё, чего можно захотеть, было там.

– Закрыв глаза на музыку, можете сказать, есть ли у вас любимая серия?

– Думаю, когда я посмотрел пилот и первые несколько эпизодов, первым впечатлением было: «Ну, это неплохо…». Я не знал, что произойдёт дальше. «Эти двое в главных ролях неплохи». Джиллиан в дальнейшем достигла высочайшего уровня, и было особенно занятно, когда она была режиссёром на одной серии и мне все говорили: «Ох, будь осторожен: с ней одна мука, тихий ужас. Она ко всем придирается и ведёт себя так, будто у нас тут мужской клуб и все на неё смотрят косо…». Она приехала ко мне домой с контейнером салата. Я познакомил её с женой, мы пошли в мою студию, она села на пол и принялась есть свой салат, потом сказала: «Ну ладно… Послушаем». За неделю до того, как я начал писать, у меня с ней был разговор, и она сказала: «Мне нравится эзотерика». Я включил ей первую композицию, которая была длинноватой и запланированной для начала серии. Я уже был готов к её реакции. Я развернулся, а она сказала: «Это идеально…».

– Вы часто бывали на съёмках?

– Один из режиссёров – славный, покойный Ким Мэннерс – сказал: «Эй, приятель, у нас тут есть эпизодическая роль без слов в серии Per Manum. Снимать будем в Долине Сан-Фернандо ночью. Приезжай к нам, будет тебе камео». В час ночи мне устроили примерку костюма, а около двух часов мы уже были готовы к съёмкам. Мне нужно было подняться по ступенькам и стать рядом с Джиллиан, когда она что-то говорит, после чего кивнуть, и всё. Помню, как приехал домой часов в шесть или семь утра и подумал: «Какая глупость… Это называется работой?». Больше всего меня впечатлил стол с едой для актёров. Было поразительно: всё, чего можно захотеть, было там.

– Какие инструменты вы бы ассоциировали с Малдером и Скалли?

– Малдер: кларнет. Скалли: виолончель.

– На ваш взгляд, в каких из нынешних сериалов лучшие музыкальные темы?

– Первое, что приходит в голову – «Родина», где джазово-инструментальная тема с очень интересными фоновыми элементами. В «Американской истории ужасов» тоже очень хорошая. Во многих новых сериалах на титры много времени не выделяют… Ах да! В «Во все тяжкие» тема очень красивая, изощрённая и современная.

Читайте также:
20 лучших серий «Секретных материалов»
Интервью с создателем сериала Крисом Картером
Интервью с Дэвидом Духовны и Джиллиан Андерсон
Интервью с постоянными участниками
Интервью с актёрами, игравшими монстров
Интервью с создателями титров

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here