– Я не могу переехать в Нью-Йорк. Просто не могу.

Мюзиклу Винсента Минелли «Встреть меня в Сент-Луисе» исполнилось 80 лет. Картина стала одним из кассовых хитов 1944 года и одной из самых известных жанровых работ десятилетия. Постановку сложно назвать новаторской, но в ней нашлось место и интересным техническим приёмам, и запоминающимся песням, и атмосфере безмятежной викторианской эпохи. А ещё фильм часто упоминают, когда говорят о лучших рождественских фильмах в истории. Да и Новый год почти на носу – вот и ещё одна причина поразмышлять об этой удивительной ленте!


Было время, когда мюзиклы правили миром. По крайней мере, миром кинематографа. В 40-х одним из самых заметных фильмов этого безумно популярного тогда жанра стал «Встреть меня в Сент-Луисе». Хотя всё могло обернуться иначе, ведь участие одной из главных звёзд картины Джуди Гарленд долгое время оставалось под вопросом.

Поначалу артистка отказывалась сниматься в несерьёзной, на её взгляд, постановке. К тому же в начале сороковых у Гарленд завязался роман со сценаристом и продюсером Джозефом Лео Манкевичем, который как раз работал на выпускающей студии Metro-Goldwyn-Mayer.

Гарленд в то время была в браке, как и Манкевич, так что о совместной работе не могло быть и речи – молодые люди небезосновательно опасались, что она их скомпрометирует. Лишь после того, как кинематографист покинул MGM в надежде начать режиссёрскую карьеру (и ему это удалось!), звезда «Волшебника страны Оз» согласилась рассмотреть роль.

Уговорил её Винсент Минелли. Постановщик в те годы только начинал карьеру в большом кино, но за плечами у него уже был солидный опыт работы на театральных подмостках Бродвея. Когда Гарленд дала согласие, и процесс закипел, между Минелли и Гарленд пробежала искра. Вскоре они поженились – не помешала даже двадцатилетняя разница в возрасте. Правда, назвать их союз крепким было нельзя – всего через шесть лет Минелли и Гарленд развелись.

В основу фильма легла серия публикаций в популярном еженедельнике The New Yorker. Автором текстов была Салли Бенсон – писательница и сценаристка, для которой первая половина сороковых стала поворотным моментом в карьере. В течение 30-х женщина без особого успеха писала для нью-йоркского литературно-публицистического издания, но ей так и не удавалось «выстрелить». Удача улыбнулась в начале 40-х, когда несколько рассказов писательницы оказались чрезвычайно востребованы у читателей.

Так «Встреть меня в Сент-Луисе» попал на карандаш к воротилам из Голливуда. Остальное было делом времени – MGM нашли финансирование, назначили Минелли и собрали неплохой каст.

1903 год. Сент-Луис, штат Миссури. Семья Смит живёт безбедной жизнью. В доме у них царит изредка прерываемая мелкими ссорами идиллия, за окном приветливо светит солнце, а будущее представляется безоблачным.

Однако возможный переезд в Нью-Йорк способен нарушить существующее положение дел. Отцу, матери, четырём дочерям, сыну и дедушке предстоит найти компромисс и восстановить пошатнувшееся между ними доверие.

Помимо Гарленд, в ленте приняли участие Мэри Астор, хорошо зарекомендовавшая себя в немом кино («Красавчик Браммел», «Дон Жуан») и не затерявшаяся в звуковом («Мальтийский сокол», «Великая ложь»), один из основателей Гильдии киноактёров США Леон Эймс («Почтальон всегда звонит дважды», «Тора! Тора! Тора!»), дебютантка Люсиль Бремер, которая затем продолжила сотрудничество с Минелли («Иоланта и вор», «Безумства Зигфилда»), многоопытный Гарри Девенпорт («Жизнь Эмиля Золя», «Унесённые ветром») и заслуженная «оскароносная» Марджори Майн («Тупик», «Женщины», «Девушки Харви»).

Также на экране появилась юная актриса Маргарет О’Брайэн, которая к 44-му году, несмотря на нежный возраст, успела сняться в ряде видных проектов, включая экранизации Шарлотты Бронте и Оскара Уайлда: «Джейн Эйр» и «Кентервильское привидение».

MGM возлагала на О’Брайэн большие надежды, но стать звездой первой величины ей так не удалось. После фильма Минелли утратившая юношеское обаяние артистка появлялась в основном на телевидении.

Но в картине Минелли она отработала на славу, очаровав не только зрителей, но также критиков и киноакадемиков. Да так сильно, что те даже присудили О’Брайэн «Молодёжную награду» Академии, вручавшуюся с 1935 по 1961 годы актёрам, которым ещё не исполнилось восемнадцати лет.

Не отстали от О’Брайэн и остальные. Занятые в главных ролях актёры не только играли, но и пели. Ещё бы, ведь это мюзикл!

Авторы изящно вплели красочные танцевально-музыкальные номера в основную сюжетную линию. И это было не самым привычным явлением, ведь обычно в мюзиклах тех лет отступления на песни и пляски были призваны развеселить, развлечь зрителя, но никак не развить саму историю.

Впрочем, это было не единственное отступление от канона. Минелли по возможности старался задействовать на съёмочной площадке самые передовые на тот момент технические средства.

Кинематографист, вошедший в историю как человек, заставивший камеру «летать» и «кружиться в танце», просил своего коллегу, оператора Джорджа Дж. Фолси (тринадцатикратный номинант на «Оскар» за «Великолепную инсинуацию», «Белые скалы Дувра», «Семь невест для семи братьев» и другие ленты) быть как можно активнее во время съёмочного процесса.

В итоге снятый почти сто лет назад фильм смотрится так, будто был выпущен относительно недавно.

Сюда же в копилку – цветное изображение. Автор «Американца в Париже» и «Жижи» всегда изобретательно использовал возможности цвета. У Минелли оно работает на сюжет, помогает раскрыть характеры главных героев и, конечно же, делает картинку визуально притягательной, почти совершенной. Она во «Встреть меня в Сент-Луисе» напоминает ожившие картины.

Вообще, говоря о почерке Минелли, очень часто вспоминают изобразительное искусство. Это вполне оправданно, ведь, как ни удивительно, имеющий богатый театральный опыт постановщик вдохновлялся в первую очередь не литературой, а живописью.

В фильмах Минелли можно обнаружить три основные художественные направления: сюрреализм, импрессионизм и ар-нуво. Последний в большей степени относится к дизайну, но асимметричность, обилие коричнево-зелёных тонов, обнаружение красоты в самых простых вещах – то, что всегда присутствовало в работах режиссёра.

«Встреть меня в Сент-Луисе», хоть и был одним из первых фильмов в продолжительной карьере кинематографиста, стал ярким примером модернистского стиля Минелли.

Буйство красок поражает воображение (а ведь постановщик здесь впервые работал с технологией получения цветного изображения Technicolor!), герои живые, харизматичные и по-хорошему наивные, разделяющие повествование на главы виньеткообразные заставки придают визуальному повествованию дополнительного шика, а ощущение приближающегося праздника не покидает ни на минуту.

В полном соответствии с законами «Золотого века Голливуда» романтическая линия вступает во взаимодействие с основной, когда Эстер Смит, героиня Гарленд, обращает внимание на симпатичного соседа, Джона Труэтта (Том Дрейк). Тот не торопится делать первый шаг, и это придаёт повествованию комизма.

Есть объект сердечного интереса и у сестры Эстер, Роуз – девушка отчаянно надеется получить предложение от своего кавалера Уоррена Шеффилда (Роберт Салли). Но и тот тянет с этим, как будто опасается получить от ворот поворот.

Любовные переживания накладываются на волнения девушек, связанные с возможным переездом в Нью-Йорк. Получивший долгожданное повышение глава семейства Алонзо Смит (Леон Эймс) и слышать ничего не хочет против.

В этом – драма.

Смешные и забавные коллизии, в которые оказываются вовлечены Смиты, разбавляются отличными танцевально-музыкальными номерами. Песня «The Trolley Song» была номинирована на «Оскар», а «Have yourself a merry little Christmas» и «The boy next door» навсегда вошли в историю как образец превосходной работы композиторов, сонграйтеров и актёров-исполнителей.

«Встреть меня в Сент-Луисе» – произведение, рассказывающее о событиях, происходящих на стыке викторианской эпохи и последующей за ней эдвардианской, века прогресса и тёмного периода в истории человечества: времени экономических потрясений, Первой мировой войны и страшной пандемии.

Сам фильм вышел уже во время Второй мировой, когда на исторической карте мира происходили колоссальные изменения, прежние правила переставали работать, а новые ещё не народились.

Это эскапистское произведение, чудесное и ностальгическое; настоящая рождественская сказка, которая поздним декабрём стучится в вашу дверь.

Проста и понятна, одновременно и метафорична, и логична одна из основных мыслей истории семьи Смит.

Эту идею вполне можно выразить пословицей «Где родился, там и пригодился». Она идёт в противовес естественному для многих желанию путешествовать, расширяя кругозор, открывать для себя новые места и культуры.

Но в сложный момент необходимо отбросить далеко в сторону свои желания и амбиции, подчинив волю насущной необходимости делать добро. Хотя бы понемногу, хотя бы для самых близких.

Звучит пафосно, но в этом соль жизни. Тем более когда мы говорим о «Золотом веке Голливуда».

«Встреть меня в Сент-Луисе» – прекрасная романтическая утопия; мир, который никогда не существовал, но который обязательно стоило придумать.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here