Снимать кино, пытающееся говорить со зрителем на религиозные темы, прибегая при этом непосредственно к реконструкции авраамических сюжетов, – один из главных трендов индустрии в нынешнем году. Совсем недавно в прокат вышел «Ной» Даррена Аронофски, позже эстафету у него примет «Исход» Ридли Скотта, будет и ещё несколько менее раскрученных проектов. Помимо того, что каждый из этих фильмов рискует оскорбить чувства верующих, есть ещё и вероятность того, что сделают они это совершенно напрасно, так и не сумев сообщить зрителю ничего действительно важного или интересного.
Удивительно, но одним из знаковых фильмов, говорящих о религии много важного и интересного, не фамильярничая при этом с сакральными текстами, является культовый криминальный триллер Дэвида Финчера «Семь». Эта великолепная постановка в стиле нео-нуар с молодым Брэдом Питтом, никогда не меняющимся Морганом Фриманом и просто хорошим актёром Кевином Спейси, не нуждается в особых представлениях.
Завязка сюжета «Семи» – проверенная классика нуара. Два детектива полиции Нью-Йорка: новичок Майлз (Брэд Питт), недавно переехавший со своей молодой женой Трэйси (Гвинет Пэлтроу) в город, и готовящийся к отставке опытный сыскарь Сомерсет (Морган Фриман) расследуют дело серийного маньяка Доу (Кевин Спейси), зверски пытавшего своих жертв перед смертью. Неуловимый маньяк эрудирован, хитёр и всегда на несколько шагов опережает своих преследователей. Он не оставляет после себя никаких следов, кроме тех, что он, конечно же, оставляет сознательно, играя с детективами в кошки-мышки. Каждое из его убийств – часть головоломки, ведущая к роковой развязке.
Свои убийства Доу совершает отнюдь не бесцельно. Он верит в то, что он – есть карающая рука Господа, инструмент изъявления его воли. Каждую из своих жертв он наказывает за совершение того или иного смертного греха, признанного в христианской католической традиции. Делается это максимально жестоко и изобретательно. Среди названных в фильме источников вдохновения Доу «Венецианский купец» Шекспира, избранные работы Сада, «Кентерберийские рассказы» Чосера. Важно, что все свои убийства Доу совершает напоказ, желая получить широкую огласку своих действий. Всё это для того, чтобы войти в историю и донести слово Господа до всех.
Несмотря на то, что через год фильм отметит двадцатилетие, и то, что фактически о нём написано текстов больше, чем о любом другом культовом фильме, для зрителей до сих пор остаются не проясненными несколько важных вопросов, а какие-то из них вовсе никто так и не задал. Например, крайне популярным остаётся вопрос, связанный с сюжетом фильма: почему Доу убивает беременную жену Майлза, если она безгрешна и это убийство рушит его концепцию? Пытаясь решить его, многие пытливые зрители забрались так глубоко, что не увидели ответа, лежащего на поверхности: жена Майлза действительно невинна и Доу совершает убийство из зависти к их семейному счастью для того, чтобы самому быть наказанным за этот смертный грех.
Сам фильм «Семь», как и убийства Доу, продуман до мельчайших подробностей и предоставляет зрителю богатый материал для анализа. Стоит отдать должное сценаристу Эндрю Кевину Уокеру. В фильме у него есть небольшое камео – он играет первую жертву Доу, наказанную за чревоугодие. Однако внимательный взгляд на фильм поможет обнаружить в нём уникальные идеи, которые сценарист туда, скорее всего, не закладывал сознательно. Вновь обратимся к концепции убийств Доу: почему за разные грехи он наказывает с разной степенью жестокости? Очевидно, что, например, продажный адвокат, наказанный за жадность, был подвергнут менее суровым пыткам, чем наркоман, практически превращённый в живой труп за леность. Не даёт ли нам Доу градацию тяжести смертных грехов, которые раньше всегда считались равными?
Не менее важный ряд размышлений может быть связан с личностью детектива Сомерсета. На первый взгляд это рассудительный, уравновешенный и честный полицейский, заслуживший право на спокойную старость вдали от преступного Нью-Йорка. Как известно, дьявол в деталях. Хорошо присмотревшись, можно обнаружить, что Сомерсет – это человек, которому безразлично абсолютно всё. Для него апатия – это единственный способ выживания, с его же слов. Несколько раз за фильм он пренебрегает служебными инструкциями, что не свидетельствует в пользу его честности.
Может сложиться впечатление, что Сомерсет и Доу образуют классическую киношную пару преступник – детектив, которые настолько похожи, что даже скрыто симпатизируют друг другу. Внешне это действительно так: оба они педантичные, замкнутые и отрешённые от мира интеллектуалы, предпочитающие проводить всё свободное время в библиотеке, но есть нечто, что отличает их на более глубоком уровне. Доу посвятил всю свою жизнь большой идее служению Богу, пусть служение это оказалось связано с жестокими преступлениями, в то время как Сомерсет посвятил свою жизнь безразличию и моральному упадничеству.
В католицизме есть направление, признающее восьмеричную систему смертных грехов, где восьмым является уныние. Уныние – это восьмой и самый страшный грех, который не называется в фильме, но в котором, безусловно, повинен детектив Сомерсет. И если Доу, в конце концов, наказывается смертью за содеянное, то единственным и самым страшным наказанием для Сомерсета остаётся продолжение унылой и апатичной жизни. Таковы скрытые религиозные уроки фильма «Семь».