В своей четвёртой полнометражной работе Пол Томас Андерсон размышляет об отчуждении и предназначении, помещая в центр истории неординарную личность. С одной стороны, «Любовь, сбивающая с ног» – характерная для американца картина, в которой легко узнаётся его неповторимый авторский почерк. С другой – ленте не хватает лёгкости и изящности, пусть сам постановщик и называет её лучшей в своей фильмографии.
В центре внимания создателя «Нефти» и «Врождённого порока» – зажатый, неуверенный в себе Барри Иган (Адам Сэндлер), работающий на небольшом предприятии по производству вантузов. В его жизни нет ни секса, ни романтики. Но когда мужчина сводит знакомство с подругой одной из своих сестёр Леной Леонард (Эмили Уотсон), кажется, любовь подкрадывается к Барри максимально близко.
Идея фильма пришла к Андерсону после того, как он прочитал заметку в журнале Time о Дэвиде Филлипсе – сотруднике Калифорнийского университета, который сумел накопить 1,25 миллионов бонусных миль авиаперелётов, купив по специальной акции 12 150 пудингов за три тысячи долларов. Режиссёр лично встречался со счастливчиком, чтобы обсудить с ним многие детали будущей ленты. Так Филлипс стал прототипом Барри. Заполучив права на историю Дэвида, Андерсон взялся за разработку сценария. После хитроустроенной «Магнолии» автору хотелось рассказать простую, хоть и достаточно оригинальную историю. Образ центрального героя заранее писался с расчётом на Адама Сэндлера. К тому времени карьера комика была на подъёме, так что желание постановщика попробовать актёра в непривычном для него амплуа не стало большой неожиданностью. К тому же Андерсон давно был поклонником таланта звезды фильмов «Пуленепробиваемый» и «Большой папа».
Не было проблем и с поиском актрисы на главную женскую роль. После сильных драматических ролей в «Хилари и Джеки», а также в «Прахе Анджелы» Эмили Уотсон с радостью согласилась на предложение режиссёра стать частью его нового проекта. По словам британки, ей хотелось отдохнуть от сложных ролей, а лёгкая мелодраматическая постановка Андерсона подходила для этого как нельзя лучше. Уотсон очень впечатлил образ Лены Леонард – героини, которую ей предстояло играть. В интервью уроженка Лондона говорила, что совместная работа с создателем «Ночей в стиле буги» – совершенно новый для неё опыт и она безумно рада такому сотрудничеству. Один из продюсеров ленты и бессменный партнёр Андерсона Джоэнн Селлар («Плетёный человек») заявляла о задачах фильма: приоритетом авторов было создание стилистически нового продукта, отличного от предыдущих постановок кинематографиста.
После Сэндлера и Уотсон к «Любви, сбивающей с ног» присоединились Филип Симур Хоффман, Мэри Линн Райскаб и Луис Гузман. За первым была закреплена роль антагониста истории Дина Трамбелла – владельца службы секса по телефону, Гузман перевоплотился в начальника героя Сэндлера Лэнса, а звезда сериала «24 часа» стала одной из многочисленных сестёр Барри. Пожалуй, главной особенностью фильма стало желание постановщика использовать в кадре непрофессиональных актёров. С помощью такого хода Пол Томас Андерсон хотел подчеркнуть неловкую атмосферу, когда повзрослевшие братья и сёстры собираются за общим семейным ужином. Таким образом, ближайших родственников центрального персонажа сыграли обычные люди, которых нашли буквально на улице. Интересно, что многие из них были по-настоящему связаны друг с другом родством.
При создании образа Барри Игана художники по костюмам вдохновлялись мюзиклами MGM 40-х годов. Съёмки ленты прошли в долине Сан-Фернандо, а приглашение в постановку в качестве композитора Джона Брайона («Вечное сияние чистого разума») стало одним из лучших решений Андерсона. Музыка была создана с использованием барабанов, обработанного фортепиано, а также некоторых редких инструментов. Она и сейчас отлично слушается отдельно от фильма. Лента принесла американцу приз Каннского кинофестиваля за лучшую режиссуру, а также номинацию на «Золотой глобус». Также полотно заполучило тематическую награду MTV Movie Awards за лучший экранный поцелуй между героями Сэндлера и Уотсон.
Минималистичная история Барри Итана – непутёвого, невротичного социопата – подарила миру кино одну из самых запоминающихся ролей Адама Сэндлера. Сменив на время амплуа не чурающегося скабрезных шуток паяца на трагикомический образ, актёр расположил к себе критиков, называвших его работу «выразительной, раскрывающей неожиданные грани его таланта». За свои старания актёр был награждён номинацией на «Золотой глобус». Не менее высоко была оценена игра Эмили Уотсон, создавшей на экране образ загадочной, внешне холодной, но на самом деле чувственной молодой женщины.
Фильм стал наилучшим примером профессионально и со вкусом снятого авторского кино, все ингредиенты которого гармонично сочетаются между собой. Здесь есть и комедийная составляющая, и драматическая история с непременным хэппи-эндом, и проницательный рассказ о рефлексирующем одиночке, страстно ищущем любви и счастья, и местечковая криминальная зарисовка. Картина на удивление лёгкая по восприятию, что особенно странно, учитывая предыдущий опыт Андерсона, тяготевшего к монументальным вопросам и неоднозначным моральным дилеммам. Сценарно полотно также не утяжелено лишними деталями и ненужными персонажами.
В ленте два главных героя и три с половиной второстепенных. Всё внимание концентрируется на Барри и Лене, но тем сильнее возрастает цена ошибки. Любая малейшая неточность в раскрытии их характеров, в их мотивации и поступках грозила превратиться в зияющую сюжетную дыру. К счастью, никаких подобных шероховатостей в фильме не обнаруживается. Зато есть в ней сарказм, забавный гротескный юмор, вкрадчивая чудесная музыка, неплохие диалоги, интересные герои, своеобычная, но притягательная манера съёмки (снял киноленту мастер своего дела Роберт Элсвит – оператор «Доброй ночи и удачи», «Города воров», недавнего «Золота» с Мэттью МакКонахи) и уютная тёплая атмосфера доброго домашнего кино.
После просмотра творения Андерсона создаётся впечатление, будто ты оказался в лесу после тёплого летнего дождя: где-то высоко над тобой синеют небеса; длинные проворные солнечные спицы-лучи подсвечивают кроны деревьев царственным золотистым цветом; наполненный озоном свежий воздух, щекоча ноздри, неспешно заползает в лёгкие; крупные капли воды, разбиваясь о ветви, разлетаются на тысячи мельчайших сверкающих осколков; а вокруг слышится вечерняя птичья перекличка. Недаром британский актёр Билл Найи и американский режиссёр Джадд Апатов называют постановку Андерсона в числе своих любимых фильмов. Рассказанная полушёпотом сказочная история любви, реальности в которой, впрочем, намного больше, чем в любом документальном исследовании на тему, не стала лучшей работой Пола Томаса Андерсона в его послужном списке, но навсегда вошла в историю мирового кинематографа.