Место отдельного фильма в истории кино определяют не критики или зрители, а время. Некоторые яркие постановки канули в лету, не выдержав испытания Хроноса, иные заняли почётное, но не самое видное место на кинематографическом Олимпе. Годы показали, что «Поющие под дождём» – одна из лучших лент 50-х годов – настоящая классика Голливуда.
Классический мюзикл «Поющие под дождём» начался с простого в своей сущности желания продюсера Артура Фрида («Американец в Париже», «Жижи») приумножить свой капитал. Кинематографист в те годы занимал важный пост в MGM – он руководил отделом, ответственным за музыкальные киноленты. К тому же Фрид сам активно занимался сочинительством, а потому вполне логичным было его желание сделать центральной композицией безымянного музыкального проекта – в то время мюзиклы были необычайно популярны – одну из своих песен. Речь в ней шла о людях, поющих под дождём. Подписанным на проект сценаристам Адольфу Грину («Театральный фургон») и Бетти Комден («Так держать!») была обозначена непростая задача. Они должны были написать интересный, захватывающий текст, мастерски вплетя в сюжетную канву несколько песен, предоставленных Фридом, включая главную – «Поющие под дождём».
Искусственная природа сценарной заявки могла негативно сказаться на качестве фильма, однако этого не случилось. Делу помог счастливый случай. Чтобы сочинить текст будущей ленты, Комден и Грин отгородились от мира в одиноком особняке в Беверли-Хиллз. По чистой случайности дом раньше принадлежал звезде немого кино, так и не сумевшей добиться успеха в эру звукового кино и умершей всеми забытой. Узнав об этом примечательном факте, дуэт в сжатые сроки сочинил простой, но небезынтересный сценарий о стремительно теряющих былую славу звёздах немого кино – Лине Ламонт и Доне Локвуде. Случайное знакомство с очаровательной старлеткой Кэти Селдон дарит актёру не только новый шанс на успех в любимом деле, но и обещает новое романтическое приключение.
Постановщиками ленты были выбраны набиравший обороты Стэнли Донен («Шарада», «Арабеска»), имевший за плечами три полнометражные картины, и популярный актёр Джин Келли. Последний сосредоточил своё внимание на постановке музыкальных номеров, а также взял на себя ключевой образ – образ Дона Локвуда. Для уроженца Калифорнии «Поющие под дождём» были не первым опытом работы по ту сторону камеры – за три года до того он принял участие в музыкальной постановке «Увольнение в город» вместе всё с тем же Доненом. На роль Лины была приглашена Джин Хэйген («Ребро Адама»), а Кэти сыграла восемнадцатилетняя, к тому моменту практически безвестная Дебби Рейнолдс («Непотопляемая Молли Браун»). Почти все песни ведущие актёры исполнили сами, а некоторые дубли были до того изматывающими, что Келли приходилось в буквальном смысле нести на руках Рейнолдс со съёмочной площадки.
Картину не сразу распробовали (даром что постановка получила несколько значимых кинонаград), но по истечении некоторого времени она заняла прочное место во всевозможных топах и – спустя десятилетия – стала настоящей классикой. Да, «Поющие под дождём» не могут похвастаться изобретательным сценарием и невероятными актёрскими перформансами. Суть полотна – в духе времени, который сумели поймать его авторы. Неуловимая, но чудесным образом осязаемая атмосфера сменяющихся эпох – «великого немого» и новой эры звукового кино – одно из главных достоинств фильма, но далеко не единственное. Потрясающие танцевально-музыкальные номера, обаятельные актёры и запоминающиеся песни сделали своё дело, превратив ординарный сюжет Грина и Комдена в последнюю отповедь увядающей, прежней «Фабрики грёз», на смену которой пришёл Голливуд новый волны – эстетически отличный, искрящийся и удивляющий.
Успех «Поющих под дождём» спровоцировал (на самом деле, Фрид очень на это надеялся) появление одноимённого бродвейского мюзикла и подарил долгую жизнь звучащим в постановке песням. Российская версия знаменитого театрального представления появилась относительно недавно – в октябре 2015 года. Ведущие партии исполнили Станислав Чунихин (Дон Локвуд), Юлия Ива (Кэти Селдон) и Анастасия Стоцкая (Лина Ламонт).
Переоценить значимость кинопостановки сложно: многие эпизоды вошли в список золотых сцен Голливуда, а самые яркие номера не раз становились объектом восхищения для постановщиков разных мастей и национальностей. Одной из последних на настоящий момент лент, для которых фильм Стенли Донена стал источником вдохновения, является осыпанный всевозможными наградами «Ла-Ла Ленд» Дэймиена Шазеля.