Новая надежда

Далёкое будущее. На пустынную планету Арракис прибывает Дом Атрейдес – один из Великих Домов межгалактической феодальной империи. Во главе с герцогом Лето (Оскар Айзек) прилетают его сын Пол (Тимоти Шаламе) и наложница леди Джессика (Ребекка Фергюсон), мать Пола. Герцог должен наладить добычу пряности – особого вещества, необходимого для межзвёздной навигации. Арракис – единственное месторождение пряности, а потому очень скоро за спиной Лето и его близких недоброжелатели начинают плести интриги.

Книжная серия Фрэнка Герберта «Дюна» – системообразующее произведение для научной фантастики. Романами американского писателя вдохновлялись при создании своих «Звёздных войн» и «Звёздного пути» Джордж Лукас и Джин Родденберри соответственно, а также многие другие авторы. «Дюна» оказала значительное влияние на развитие жанра и приобрела миллионы поклонников по всему миру.
Однако до поры до времени цикл не мог обзавестись нормальной экранизацией. Было сложно учесть интересы многочисленного фэндома саги, ничего не знающих о вселенной Герберта обычных зрителей и продюсеров, с недоверием относившимся к такому рискованному проекту.

В 1975 году первую попытку предпринял чилийский постановщик Алехандро Ходоровски («Святая Гора», «Бесконечная поэзия»), но потерпел неудачу. Его крайне амбициозный проект отправился на свалку истории после грандиозного пятилетнего подготовительного периода – не выдержала студия, посчитавшая предлагаемые кинематографистом идеи слишком смелыми (Ходоровски намеривался снять психоделическую космооперу с Сальвадором Дали, Миком Джаггером и Орсоном Уэллсом в главных ролях).

В 1984 году состоялась премьера картины Дэвида Линча. Автор «Головы-ластика» и «Человека-слона» отрёкся от ленты, так как финальная версия монтажа и многие ключевые решения были сделаны без его ведома. Как следствие, «Дюна» Линча провалилась в прокате, так что о продолжениях можно было и не мечтать. Интересно, что спустя годы отношение к фильму немного смягчилось – сегодня некоторые зрители и специалисты всерьёз называют постановку захватывающей и интересной.

В начале нулевых на американском кабельном телевизионном канале Sci Fi Channel (нынешнее название – Syfy Universal) вышел мини-сериал по мотивам романов Герберта. В 2003 году малобюджетная постановка обзавелась продолжением под названием «Дети Дюны».

Новая попытка перенести книги Герберта на большие экраны была доверена Дени Вильнёву – режиссёру неоднозначного «Бегущего по лезвию 2049», духоподъёмного «Прибытия», метафорического «Врага» и остросюжетных «Пожаров».

Сюжет оригинала остался практически нетронутым. Вильнёв и его соавторы (к сценарию в том числе приложили руку Эрик Рот («Форрест Гамп», «Загадочная история Бенджамина Баттона») и Джон Спейтс («Доктор Стрэндж», «Пассажиры»)) изменили незначительные детали произведения и разделили роман на три части.
«Дюна» – экранизация первой из них. Создатели логично рассудили, что объёмный, богатый на события и персонажей труд американского писателя-фантаста будет проблематично уместить в один полнометражный фильм.

Интересно, что некоторые моменты автор «Пленниц» позаимствовал из фильма восемьдесят четвертого года – таким образом он признался в уважении к детищу Линча и разнообразил свою работу.

Неспешное начало картины вкупе с традиционными стилистическими приёмами Вильнёва (длинные кадры, тщательная цветокоррекция, особое внимание к создающим на экране единое настроение звуковым эффектам и музыке, тяга к реализму, короткие и выверенные диалоги, максимальное задействование окружающей среды для интерпретации характера и эмоционального состояния персонажей) погружают в историю и знакомят со вселенной.

Вильнёв представляет сеттинг, по минимуму обращаясь к вербальному объяснению здешних «законов» – экспозиция строго дозирует информацию, позволяя окинуть первоначальным взглядом героев и историю. Несмотря на общий хронометраж фильма в два с половиной часа, она совершенно не затянута и дает возможность лучше вникнуть в суть предстоящего конфликта.

Дюна, как называют Арракис местные жители, красочно представлена на экране. Это негостеприимная планета с жестокими климатическими условиями и со своей неповторимой атмосферой: в воздухе постоянно ощущается нарастающая тревога, населяющие её люди – фримены и горожане – явно что-то недоговаривают, а в её жарких песках обитают опасные гигантские песчаные черви Шаи-Хулуд.

Появляется в ленте Каладан – родная планета Атрейдесов, которая похожа одновременно на Скандинавию с её холодными водами, открытыми пространствами и безоблачным небом над головой. Можно увидеть и Салусу Секундус – бывшую столицу Империи, мрачную секретную тренировочную базу подготовки элитных бойцов падишах-императора – сардукаров. Есть в фильме также Гиди Прайм – напоминающая пристанище Люцифера метрополия Дома Харконненов.

Но основное внимание, конечно же, уделяется Арракису и разворачивающимся на нём событиям.

История набирает обороты, когда Лето, его семейство и армия прибывают на Дюну. Они должны начать добычу пряности, но жители пустыни фримены, а также Харконнены и другие игроки на политической карте Галактики не желают мириться с новой ролью Атрейдесов. Кажется, особая роль в этом уготована сыну Лето, которому всё время снятся странные (пророческие?) сны, а представительницы ордена Бене Гессерит (первая и древняя школа тренировки разума и тела, созданная женщинами) подозревают, что Пол – избранный, способный изменить расстановку сил.

Уместные аналогии между Атрейдесами и Старками из «Игры престолов» – трагическими героями, безусловно добродетельными и могучими, но вызывающими в зрителе чувство жалости, – представленными в ленте кланами и средневековыми родами с классовыми категориями (Дом герцога Лето стилистически и ментально напоминает династию Романовых, Харконнены – одновременно решительных крестоносцев и самонадеянных феодалов), а также существенный религиозный и мистический акценты, делают из произведения многофигурное полотно с витиеватым, но перманентно держащим в напряжении сюжетом, объёмными персонажами, впечатляющее своей масштабностью и заложенными в него смыслами.

Фильм, как и роман Герберта, показывает становление личности, взросление главного героя – Пола, в роли которого блистает Тимоти Шаламе. Актёр уже давно «рискует» превратиться в главную звезду своего поколения, и, кажется, «Дюна» Дени Вильнёва – ещё один значимый шаг в этом направлении. Чётко определив рамки истории, авторы сосредоточились на метаниях и сомнениях протагониста, показав его живым героем, которому хочется сопереживать.

Почти все второстепенные персонажи не менее интересны, чем основные. И одиозный тучный барон Владимир Харконнен в исполнении почти неузнаваемого Стеллана Скарсгарда, и твёрдый как кремень герцог Лето, и женственная, сильная духом леди Джессика, и загадочная Чани из племени фрименов (Зендея), и оружейные мастера Дома Атрейдесов, устрашающий одним своим взглядом Дункан Айдахо (Джейсон Момоа) и немногословный Гурни Халлек (Джош Бролин), и сумрачный лидер фрименов Стилгар (Хавьер Бардем) предстают концептуальными героями.

Но центральная фигура – Пол Атрейдес. Он ещё юн, но уже полон решимости вступить в бой с неприятелем. Однако его главная цель – не только защитить родных, близких и обездоленных, но и найти самого себя. Самопознание и самоопределение – одни из основных тем «Дюны» Вильнёва.

Пол стремится к решению своих задач, а вокруг него фактически идёт война. Если не в прямом смысле слова, то в переносном. Режиссёр нагнетает атмосферу при помощи практических спецэффектов (мир Дюны был создан в звуковых павильонах студии Origo в Будапеште, на съёмочных площадках в Иордании и в Абу-Даби, которые имитировали беспощадную пустыню Арракиса), музыки Ханса Циммера (композитор написал вибрирующий, тревожный саундтрек, впечатляющий тягучими басами и гулкой перкуссией, неожиданной волынкой и женским многоголосным пением на выдуманном языке), вдумчивой операторской работы Грега Фрейзера («Изгой-один: Звёздные войны. Истории», «Лев»).

Новая «Дюна» – произведение о рыцарстве и чести, поиске себя и борьбе за власть, первая часть потенциальной длинной эпопеи, масштабная приключенческая космоопера, щедро сдобренная философскими и мелодраматическими отступлениями. Это фильм со своей проработанной мифологией, знакомство с многообразным завораживающим миром Дюны, начало истории не о внутренней свободе, но о сущности жизни как таковой.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here