Как и любая премия, «Оскар» ведёт свою статистику. И с каждым годом та становится всё более разнообразной: появляются самые старые и самые молодые победители, фильмы-рекордсмены по числу наград, наиболее часто награждаемые режиссёры и актёры, победители n-ного количества лет подряд и тому подобное. Однако столь «радостные» звания разбавляются и более печальными, среди которых – наибольшее число номинаций, ни одна из которых не привела к победе.
Подобная участь постигла картину Стивена Спилберга «Цветы лиловые полей», которая вышла в 1985 году и попала на 58-ю церемонию «Оскара» аж в 11 номинациях из 18 применимых к фильму. Большинство критиков положительно (местами даже восторженно) отзывались о фильме. Они писали, что Стивен Спилберг доказал своё право снимать взрослое кино, не ограничиваясь фильмами об акулах и пришельцах. Однако киноакадемии подобная смена амплуа показалась недостаточной, поэтому в списках номинантов на звание «Лучшего режиссёра» Спилберг своей фамилии не обнаружил.
Основанный на одноимённом романе Пулитцеровского лауреата Элис Уокер, фильм рассказывает о Силли – темнокожей девочке, которая большую часть жизни проводит на патриархальном Юге Америки. Первые кадры фильма – это ясный день и огромная поляна, покрытая фиолетовыми цветами. Силли со своей сестрой Нетти в лёгких платьицах бегут по полю, играют и резвятся – пока не выбегают из цветов. И тут становится заметно, что Силли – которой на тот момент 14 лет – беременна. И сразу весь сказочно-романтический потенциал картины сменяется резким уклоном в социальное: отец ребенка Силли – это её же отец. Предыдущего её ребенка он продал бездетной паре и такую же участь готовит будущему.
Но настоящие испытания ещё впереди: Силли разлучают с любимой сестрой, насильно делают женой некоего Мистера, который в первую очередь использует её как няньку и посудомойку. Большую часть жизни Силли проводит как жертва: она не может бороться, потому что всё вокруг – против неё. И только знакомство с любовницей своего мужа, свободной и независимой певицей Шугой Эйвори, даёт ей необходимый толчок для изменения себя и своей жизни…
«Цветы лиловые полей» затрагивает огромный пул тем: личное, социальное, культурное, религиозное – всё перемешивается в этой картине. В итоге она получается очень пёстрой по смыслу и настроению. Режиссёр погружает зрителя то в тяжелое социальное кино, то внезапно буквально толкает в объятия комедии, то добавляет неуместные эротические подтексты, то переходит в режим мюзикла. Возможно, столь резкие смены регистра используются намеренно, однако в итоге ни один из них не «выстреливает» в полной мере.
Это приводит к весьма забавной ситуации: как множество тональностей этого фильма не были «отработаны» на сто процентов, так и ни одна из заявленных номинаций не принесла заветную статуэтку. В номинации «Лучший фильм» победу одержал фильм Сидни Поллока «Из Африки», также основанный на книге. Этот же фильм «отобрал» у творения Спилберга награды за операторскую работу, адаптированный сценарий, декорации, звук и саундтрек.
В целом «Цветы лиловые полей» нельзя назвать гениальным фильмом, отличающимся выдающимся стилем или операторской работой – поэтому можно не возмущаться его проигрышем во всех «визуальных» номинациях.
Реальное сожаление вызывают, пожалуй, лишь проигрыши в номинациях, относящихся к актёрской игре. Вупи Голдберг великолепно сыграла Силли, которая несмотря на все невзгоды, остаётся добрым, кротким человеком, готовым прийти на помощь. Опра Уинфри удивила всех, исполнив роль независимой и немного мужеподобной Софи, которая своей широкой походкой олицетворяет саму независимость. Грациозная Маргарет Эйвери стала эталоном «женщины новой формации», которая однако, не теряет доброту и женственность. Ни одна из этих актрис не удостоилась премии за свою игру, претензии к которой иметь невозможно.
Справделивости ради стоит отметить, что «Цветы лиловые полей» – не единственный «номинированный впустую» фильм: в 1977-м «Поворотный пункт» Херберта Росса тоже не получил ни одной статуэтки, хотя и претендовал на те же 11. В одних номинациях картину обошёл фильм Вуди Аллена «Энни Холл», в других – «Джулия» Фреда Циннемана, а в некоторых – «Новая надежда» Джорджа Лукаса и «Близкие контакты третьей степени» того же Спилберга.
Репутация (и самооценка) самого Стивена Спилберга не пострадали после истории с «Цветами…». В 1994 году его «Список Шиндлера» был вписан в историю «Оскара» с 12 номинациями и 7 победами (среди которых – долгожданные «Лучший фильм» и «Лучший режиссёр»), а спустя 5 лет «Спасти рядового Райана» принесли ещё 5 наград, в том числе – снова за «Лучшую режиссуру». И эти фильмы более достойны быть вписанными не только в историю «Оскара», но и в историю кинематографа в целом.