– Они все ушли. Не волнуйся.

19 ноября 2006 года. Война в Ираке. Во время битвы за Рамади взвод Alpha One спецназа ВМС США берёт под контроль один из местных домов.

Очень скоро военные понимают, что они оказались в ловушке. Выбраться из неё будет очень и очень сложно.

Алекс Гарленд снял «Под огнём» в содружестве с Рэем Мендозой – бывшим спецназовцем, с которым английский режиссёр познакомился на съёмках своей предыдущей ленты «Падение империи».

Участие Мендозы, который консультировал автора «Из машины» по всем ключевым вопросам военных действий, сделало из картины почти документальную постановку. Сюжет в ней условен. Диалогов мало, и они не сказать чтобы очень сложны. За исключением диегетических звуков, музыка отсутствует как класс.

События развиваются в режиме реального времени. На протяжении полутора часов мы становимся свидетелями, как «морские котики» США занимают огневые позиции, ведут наблюдение за подозрительно безмятежной улицей, ждут, ждут и ждут. Они пытаются шутить и храбриться, отражают яростные атаки неприятеля, получают тяжёлые ранения, а затем вновь ждут, ждут и ждут.

Когда всё закончится. Но до завершения – минуты и минуты, превращающиеся в целую вечность.

Гарленд открывает фильм фееричным эпизодом, в котором армейцы больше напоминают героев «Мальчишника в Вегасе» или «Короля вечеринок», нежели представителей элитного подразделения ВМС США.

Под разухабистый хит Эрика Придза «Call On Me» молодые люди отдаются на волю инстинктам: пританцовывают, издают нечленораздельные звуки, недвусмысленными движениями имитируют половой акт. Они ещё дети, но очень скоро им предстоит повзрослеть.

Точнее «повзрослеть», ведь то, что их ожидает, имеет мало общего со взрослой нормальной жизнью.

Гарленд работает на контрасте: разноголосый шум и пульсирующие звуки «Call On Me» в мгновение ока сменяются удушающей тишиной, веселье – сначала тревогой, а затем первобытным ужасом, а надежды на скорое возвращение домой – желанием каким угодно способом заглушить невыносимую непрекращающуюся пронизывающую боль.

Физические и психологические страдания персонажей передаются через экран. Мы попадаем в иммерсивный милитаристский театр и буквально чувствуем то же, что испытывают оказавшиеся в мышеловке вчерашние мальчишки: тревогу, страх, панику.

Отличная хореография экшен-сцен подкрепляется субъективной камерой. Авторы часто обращаются к длинным кадрам и расфокусу, а также используют скрывающий детали схватки «туман войны»: заполняют кадр дымом от гранат и поднимающейся с земли пылью. Также проводят отличную работу со звуком – усиливают достоверность происходящего при помощи диссонанса из взрывающихся снарядов, мерного гула работающей техники, разрывающихся пуль, истошных криков раненных и безэмоциональных голосов связывающихся с отрядом по выделенной линии спецназовцев.

Кровавые баталии – это не только беспросветный мрак, но и особенная, дьявольская красота!

Медленная, почти статичная камера дебютанта Дэвида Дж. Томпсона осторожно заглядывает в окна, прячется за спинами протагонистов, опускается на пол и взмывает высоко в небо, чтобы показать взгляд следящего за ситуацией на земле наводчика.

Сопоставление едва ли не безмятежной работы последнего и творящегося на улицах Рамади ада наглядно показывает: война в представлении обывателей не имеет ничего общего с реальностью.

Усиливает саспенс решение Гарленда и Мендозы максимально обезличить повстанцев, с которыми ведут бой главные герои. Противники американцев выступают в роли страшного непонятного монстра, который может появиться в любой момент из ниоткуда – вот уж, действительно, настоящий фильм ужасов!

Вообще, история показана с точки зрения Рэя Мендозы, роль которого в фильме исполнил молодой канадский актёр Д’Фарао Ун-А-Тай, наиболее известный по сериалу «Псы резервации». Его сослуживцев играют знакомые в основном артисты: Уилл Поултер («Мы – Миллеры», «Солнцестояние»), Джозеф Куинн (сериалы «Диккенсиада», «Очень странные дела»), Космо Джарвис (сериалы «Острые козырьки», «Сёгун»), Чарльз Мелтон (сериал «Грызня», «Май декабрь»), Кит Коннор («Клуб любителей книг и пирогов из картофельных очистков», «Рокетмен»), Тейлор Джон Смит (сериал «Острые предметы», «Там, где раки поют») и другие.

По словам Гарленда, при создании своего пятого полнометражного фильма он, помимо прочего, вдохновлялся картиной Элема Климова «Иди и смотри».

И правда, «Под огнём», как и шедевр позднесоветского кинематографа, смело и безапелляционно демонстрирует нескончаемые кошмары войны.

Когда воздух раскаляется настолько, что становится невозможно дышать, когда шальная пуля может настигнуть тебя в любой момент, когда велика вероятность, что каждый поспешный шаг обернётся билетом в один конец, когда не выдерживают нервы даже у самых сильных духом, когда нет ни правых, ни виноватых, а есть только те, кому удалось выжить.

И после очередного кровопролитного сражения в воздухе повисает немой вопрос: «За что?».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here