– Мышь раскрыла за тебя дело, деточка.
1940-60-е. Готэм-сити. Кишащий коррумпированными сотрудниками правопорядка, нечистыми на руку представителями судебной системы и лицемерными членами правящей верхушки город отчаянно нуждается в очищении.
Молодой плейбой и миллионер Брюс Уэйн надевает костюм Бэтмена и начинает борьбу с организованной преступностью.
За новый анимационный сериал о Бэтмене ответственен Брюс Тимм – опытный художник, сценарист и продюсер. Он давно и успешно работает над анимационной франшизой DC Comics. Специалист приложил руку к мультсериалам «Бэтмен» (1992-1995), «Супермен» (1996-2000), «Новые приключения Бэтмена» (1997-1999), «Бэтмен будущего» (1999-2001), «Лига справедливости» (2001-2004) и «Лига справедливости: Без границ» (2004-2006).
Также Тимм работал с полным метром, спродюсировав несколько постановок в рамках линейки DC Universe Animated Original Movies: «Чудо-женщина» (2009), «Бэтмен: Под колпаком» (2010), «Супермен/Бэтмен: Апокалипсис» (2010), «Лига справедливости: Гибель» (2012), «Супермен против Элиты» (2012), «Тёмный рыцарь: Возрождение легенды. Часть 1» (2013) и «Лига справедливости: Боги и монстры» (2015).
«Бэтмен: Крестоносец в плаще» сюжетно и визуально опирается на ранний шедевр Тимма – мультсериал 1992 года. Именно эта телеверсия приключений Бэтмена до сих пор многими считается лучшей.
Взяв за основу исходные графические романы Боба Кейна и Билла Фингера, продюсеры (в их числе – Джей Джей Абрамс и режиссёр полнометражного фильма о Бэтмене с Робертом Паттинсоном в главной роли Мэтт Ривз) черпали вдохновение из работ Тима Бёртона.
Правда, их Готэм напоминает Сан-Франциско Джона Хьюстона («Мальтийский сокол») и Лос-Анджелес Билли Уайлдера («Двойная страховка») – в мрачном городе намного больше болезненной напряжённости, опасных теней, глумливых ухмылок и сдвинутых на лоб шляп, чем тёмных фантазий в духе автора «Кошмара перед Рождеством» и «Сонной Лощины». Подчёркивает это меланхолично-ледяная пронзительная музыка Фредерика Видмана («Незваные гости», «Doom: Аннигиляция»).
Но что за нуарная атмосфера в произведении для подростков и детей?! – спросите вы. Всё очень просто. Ведь «Крестоносец в плаще» – первая взрослая анимационная телепостановка о мстителе в маске.
Здесь есть нецензурная брань и кровь. Тут вы найдёте по-настоящему интригующую детективную линию и гнетущую атмосферу циничного фатализма и пессимизма. Обнаружите лихие перестрелки, стремительные погони и впечатляющие рукопашные схватки. Но не ждите безостановочного бронебойного экшена – всё же создатели главным образом озабочены нагнетанием саспенса и добавляют сцены действия в повествование дозированно, по чуть-чуть.
«Крестоносец в плаще» следует старому доброму правилу классического телевидения: одна серия – одна история. Общее развитие сюжета есть, но оно здесь не основополагающее.
В этой связи дополнительная нагрузка ложится на антагонистов – именно они должны вносить разнообразие в нарратив.
С одной стороны, босс мафии Руперт Торн, Глиноликий, Поджигатель, Джентльмен Дух, Ономатопея, Ночной Убийца – не самые известные противники Бэтмена. С другой стороны, смотреть на этих персонажей интересно – каждый из них запоминается и привносит что-то новое в историю.
Например, талантливый актёр Бэзил Карло страдает от неразделённой любви и поэтому вынужден идти на сделки с совестью. Эпизод с его участием проникнут тоской и ненавистью.
А вот серии с другими злодеями демонстрируют слабости человеческой натуры: гений преступного мира Руперт Торн пользуется счастливой случайностью и оставляет своих соперников далеко позади, а пироманьяк Джо Риггер, оказавшись игрушкой в чужих руках, едва не уничтожает целый район.
Гораздо более известные широкому зрителю Пингвин, Женщина-кошка, Харли Квинн, Дэдшот, Двуликий и ещё один антагонист, которого мы всегда очень ждём в любом проекте о Бэтмене, предстают перед нами не совсем такими, какими мы привыкли их видеть.
Но отличия в основном декоративные: антигерои отличаются от канона внешне и/или мотивационно, но в них почти нет ни амбивалентности, ни психологической глубины. Это неожиданно обретшие сверхсилу маргиналы, основная и единственная задача которых – противостоять Бэтмену.
Но вот незадача – главный герой тоже не слишком выразителен. Он мало напоминает живого чувствующего человека, больше походя на персонажа-функцию. Бэтмен потерял родителей и одержим идеей искоренить зло с улиц Готэма. Его поддерживают Альфред Пенниуорт и комиссар полиции Джеймс Гордон. Но отношения с ними у молодого человека в большей степени официальные, деловые, а не близкие, родственные.
Бэтмен почти во всех своих инкарнациях был скуп на проявление эмоций. Таким он предстаёт и в своей новой версии.
Потому сопереживать Бэтмену довольно сложно. Хотя следить за началом его Крестового похода всё равно весьма увлекательно.
Персонажи иронично шутят, охотно цитируют Артура Конан Дойля, выдают хлёсткие обороты в духе классических нуарных постановок, а напряжение в каждой серии держится до самого финала.
И вполне может так получиться, что кивающее в сторону классического мультсериала Тимма и оригинальных комиксов Кейна и Фингера произведение (в мультсериале вообще очень много отсылок: к комиксам, фильмам и другим телепостановкам) сместит акценты во втором сезоне.
Ведь в финале первого тома зрителей ждёт изящный сюжетный твист, последствия которого могут изменить ставки в продолжении. Задел, по крайней мере, получился как минимум интригующим.