В Москве и Санкт-Петербурге 5 декабря стартовал Международный фестиваль документального кино «Артдокфест-2019».
В программе – картины основного конкурса, награды между которыми уже распределены на Artdocfest / RigaIFF, множество внеконкурсных тематических секций и специальные показы. Зрители увидят более 150 документальных фильмов из России, Беларуси, Украины, Грузии, Эстонии, Латвии, Литвы, Армении, Таджикистана, Узбекистана, Азербайджана, Казахстана, Молдовы, Румынии, Дании, Нидерландов, США, Германии, Франции, Австрии, Польши, Швеции, Испании и других стран.
Фильм открытия – «Школа соблазнения» (School of Seduction) Алины Рудницкой – большое исследование о том, что же такое счастье. Как и положено хорошей документальной картине, она лишь задает вопросы, а не отвечает на них.
Представленная Данией, «Школа соблазнения» получила минувшей весной мировую премьеру в этой стране, после чего была показана в Нью-Йорке на фестивале DOC NYC и пустилась в гастроли по самым крупным документальным фестивалям.
Десять лет работы режиссёра над судьбой трёх женщин-посетительниц профессиональных курсов соблазнения в Санкт-Петербурге вылились вовсе не в ожидаемо смешную портретную галерею основных потребителей такого продукта, а скорее в типичный портрет современной российской женщины. Причём очень даже не смешной: три женщины, три судьбы и все три – совершенно тупиковые.
Путь каждой начинается в одной точке – в классе, где тренер (который больше похож на барыгу из 90-х, чем на человека, имеющего отношения к психологии) понятным языком раздаёт практические советы о том, как правильно «заманить» тех оставшихся мужчин, которые пока ещё свободны (а в случае одной из героинь – вообще увести из семьи).
Все женщины ищут одно и то же: безопасность, более высокий социальный статус и личное счастье в семье. Мужчины для них – товар, пользующийся большим спросом, за который нужно бороться.
«Ловить рыбу надо не кирпичами, а тем, что этой рыбе интересно», — звучит основной совет тренера. И все три героини берут его на вооружение.
Пожалуй, такой принцип ловли (кстати, как показывает кино, достаточно успешный) весьма характерен не только для русской женщины, а вообще для любой современной. Той самой, которая не хочет жить просто семейными ценностями, доставшимися ей в нагрузку от прошлого поколения.
Конечно, режиссёр ведёт зрителя по своим заготовленным рельсам: портрет женщины, портрет улицы, портрет России – серые дома, серые крыши, серые и одинаковые лица, одинаковый беспорядок в квартирах, районы, заваленные грязным снегом, подъезды, которые пахнут кошками. По завету русской литературы, этот запах переходит на наши воротники и куртки, входит в наши жизни и разрушает их. Героиням не приносят счастья ни желанное замужество, ни материнство, ни удача в бизнесе.
Несмотря на некоторые искусственные диалоги и сцены, которые явно были сняты в угоду сценарию и общей драматургии, полтора часа мы видим реальную и всем нам так хорошо знакомую жизнь. Эта жизнь ещё более подчёркнута скандинавской неторопливостью.
Стоит сказать и о мужчине, который так и не появляется среди персонажей, но всегда незримо присутствует – голос президента России, который то поздравляет женщин с Восьмым Марта, то рассказывает о необходимости изменения демографической ситуации в стране и как бы олицетворяет собой те самые консервативные ценности и вообще того самого мужчину, который всё решает силовым методом. Например, бьёт по столу кулаком и говорит: «Сказал футбол – значит футбол». Остальные мужчины в этой истории – довольно жалкое его подобие: что-то где-то говорят, но так, не очень громко и не очень внятно, да и вообще мужского в них уж совсем как-то не чувствуется и не ощущается.
Конечно, фильм очень многослойный. Здесь и политические проблемы современной России, и капелька феминизма – про то, как сложно выжить в патриархальном обществе, и мучительные рассуждения о том, как не стать изгоем среди людей, если ты вдруг понял, что не разделяешь их ценности. Это и грустное повторения сценария одинокой матери или брошенной жены.
Но главное и основное – как найти счастье, если ты не знаешь, какое оно и где именно его искать?
Самый живой персонаж фильма (будущий мужчина, который растится теми самыми несчастливыми женщинами) появляется ближе к концу. Это сын одной из героинь, который видит тщетные старания мамы изобразить леди, чтобы попасть в красивую жизнь, которой она не соответствует.
Он снимает свою маму в Монте-Карло на фоне казино, в которые их никто не пустит, и говорит своим детским и ещё таким искренним голосом: «Я люблю тебя, мама! Ты достаточно элегантная! Не надо пытаться быть ещё более элегантной! Тебе это не нужно!».
А мама улыбается своей фирменной улыбкой и помнит, что рыбу нельзя ловить на кирпичи.