Даже если при прочтении словосочетания «Стэнфордский тюремный эксперимент» у вас в голове не появляется никаких ассоциаций, вы наверняка слышали или даже видели фильм «Эксперимент», который является его воспроизведением.
В 1970-х в газеты было дано объявление, предлагающее мужчинам получить неплохую сумму денег за то, чтобы они поучаствовали в опыте, имитирующем условия тюрьмы. Когда участники, в основном молодые люди, были набраны, их случайным образом поделили на охранников и заключённых, после чего полным ходом началось воссоздание нечеловеческих условий исправительных заведений США. Это один из самых знаменитых экспериментов, исследующих покорность человека перед лицом власти, государства и авторитетов. В мире кинематографа он вдохновил не только немца Оливера Хиршбигеля, но ещё и американца Крейга Зобеля, который в 2012 году выпустил свой второй полнометражный фильм – «Эксперимент “Повиновение”».
Зобель не имеет психологического образования, но это не мешает ему быть увлечённым этой наукой самоучкой, который делает большие успехи. Он много изучал различные психологические эксперименты и в процессе наткнулся на историю, которая поразила его. «Это настоящее безумие. Так странно, что реальные люди делали такие невероятные вещи», – подумал тогда Зобель о событиях, охватывающих более, чем десятилетний промежуток – телефонных звонках в сети ресторанов быстрого питания, в которых мужчина, представляясь офицером полиции, принуждал менеджеров заведений организовывать так называемый «стрип-обыск» (обыск с раздеванием) для своих юных сотрудниц. В этот момент режиссёр понял, что хочет сделать об этом фильм.
До сих пор в этом деле много неясностей – лишь однажды появился подозреваемый, и дело даже дошло до суда, но не хватило прямых улик, подтверждающих его виновность. После ареста примерного семьянина и отца пятерых детей Дэвида Стюарта, ни одной аферы такого рода больше зарегистрировано не было, но до сих пор отсутствует точная уверенность, что это был один и тот же человек. Эта замысловатая и продолжительная цепочка преступлений была неподдельным примером того, как сильна власть авторитета, даже фальшивого и неосязаемого.
Квалифицированные медсёстры, которые в ходе психологического опыта соглашались дать больным смертельную дозу лекарства, руководствуясь предписаниями незнакомого врача, превратились в средних лет менеджеров ресторанов быстрого питания, которые тоже говорят «да» всему, что им диктуется откуда-нибудь свыше, даже если разум велит остановиться.
Зобелю не удалось встретиться ни с кем из участников этих событий, но он и не ставил перед собой такой цели, зная, что вряд ли кто-нибудь согласится на беседу. К тому же информации, находящейся в свободном доступе, было и так достаточно для успешного понимания, что происходило во время этих звонков. Режиссёр взял за основу последний зарегистрированный случай (частичную видеозапись которого может посмотреть любой желающий в интернете), приведший к аресту тридцатисемилетнего Стюарта. И так как полной записи всего, что происходило во время инцидента, не существует, написание сценария стало для Зобеля своеобразным психологическим упражнением, ради которого он всё это и затеял.
«Что бы говорили эти люди друг другу, но при этом чувствовали себя нормально, несмотря на то, что происходит?», – задавал себе вопрос Зобель и успешно отвечал на него с таким знанием дела, что и в голову не придёт, что он действительно ни с кем не консультировался. Он намеренно решил не делать фильм длинным, чтобы не напрягать зрителя двухчасовым диалогом, разворачивающимся на фоне весьма нелицеприятных событий. Но даже в формате полуторачасовой картины не обойтись без умения удерживать аудиторию, которое он и проявил.
Когда Зобель впервые прочитал про стрип-обыски в ресторанах быстрого питания, его первой реакцией было: «Со мной такого бы никогда не произошло. Я не из таких людей. Я бы никогда так не сделал». Но, поскольку режиссёру предстояло проникнуть в сознание человека, который всё-таки так поступил, его картина задает зрителю вопрос: «А честны ли вы с собой, говоря, что никогда так не сделаете?». Многих это оскорбило. Люди предпочли заключить, что всё дело в тупости работников закусочных, а с людьми с университетскими дипломами это никогда не случится. Но это было только началом претензий к фильму.
Вторая распространённая причина недовольства работой Зобеля – исполнительница главной роли Дрима Уокер. Доступность в интернете материалов по делу сыграла с картиной злую шутку – на деле девушка-прототип главной героини обладала далеко не такой впечатляющей внешностью, как актриса, которая её играет. А учитывая, что в картине присутствуют сцены с раздеванием, многие заподозрили режиссёра в манипуляции.
На самом деле выбор Уолкер объясняется гораздо более прозаичными причинами, чем можно было бы подумать. «Это был малобюджетный фильм, и лишь ограниченное количество людей пробовались на эту роль и при этом чувствовали себя в ней комфортно. Дрима была лучшей на кастинге, поэтому я выбрал её», – объясняет режиссёр. Зобель и не собирался делать наготу сексуальной и он, как человек интеллигентный и скромный, очень переживал из-за съёмок этих эпизодов. По словам Зобеля, для него сцены с раздеванием дались куда сложнее, чем для самой актрисы. Но так как «природа этих преступлений была сексуальной», режиссёр посчитал, что обойтись без этого было бы неправильно для правдивого исследования темы.
Несмотря на все неприятные моменты и то, что многие от «Эксперимента “Повиновение”» плевались, Крейг Зобель продолжает работу над фильмами по реальным событиям. Вот, что он сказал в интервью в августе 2012 года: «Меня тянет к реальному миру, и ещё меня интересует стирание грани между настоящим и вымышленным. В кино этого не достаточно». Когда во время работы над «Экспериментом “Повиновение”» ему пришлось выбирать человека на роль полицейского, а точнее на роль голоса фальшивого представителя органов правопорядка, он искал голос, который бы звучал так, словно действительно принадлежал сотруднику полиции. Коллеги посоветовали ему детективные сериалы вроде «Закона и порядка», но сам Зобель изучал реалити-шоу «Копы», которое идёт на американском телевидении уже более двадцати лет и успело побывать во множестве городов, мест и ситуаций.
Изыскания оказались не напрасны – режиссёр выяснил, что реальность не всегда такая, какой представляется, и что «не существует людей, которые говорят как полицейские». Его «Эксперимент “Повиновение”» именно о том, как настоящая жизнь может отличаться от представлений о ней людей, которые никогда не были в такой ситуации.