– У вас есть дети?
– (кивает)
– Вам повезло.
1944 год. Альпы. Южный Тироль. Жители небольшой итальянской деревушки Вермильо заняты решением насущных проблем. Роман дочери местного школьного учителя и пришлого дезертира становится главным событием в коммуне.
Дебютная лента Мауры Дельперо «Материнский инстинкт» – драма о специальных религиозных заведениях для матерей-одиночек. Эта же тема исподволь проявляется во втором полнометражном фильме итальянской постановщицы.
В центре внимания кинематографистки – едва сводящая концы с концами семья школьного учителя Чезаре Казадеи (Томмазо Раньо). Когда старшая дочь мужчины Лючия (Мартина Скринци) влюбляется в сбежавшего с фронта сицилийца Пьетро (Джузеппе Де Доменико), кажется, всё в деревне меняется в лучшую сторону. Однако у жизни на молодых иные планы.
Для отечественной публики полотно Дельперо представляет особый интерес – оператором на проекте выступил Михаил Кричман, известный по работе с Павлом Лунгиным, Алексеем Федорченко, Андреем Звягинцевым и другими заслуженными авторами.
Элегантная работа специалиста подчёркивает историю: неторопливую, созерцательную, притчевую. Холодная красота девственно-чистой природы подчёркивается бесстрастной камерой Кричмана. Выцветшая картинка ощутимо зернит, завораживает центральным кадрированием, портретной композицией и панорамными видами. Аутентичные европейские костюмы, а также музыка Фридерика Шопена, Франца Шуберта и Антонио Лотти добавляют истории колорита.
Есть и конкретные визуальные референсы – это картины Джованни Сегантини и Каспара Фридриха.
Последнего часто называют мастером тишины. Действительно, работы немецкого живописца – об ощущении одиночества, невесомости, отрешённости от происходящего вокруг. Вместе с тем полотна представителя кружка дрезденских романтиков полны щемящей тоски и замешаны на густой печали. Фридрих в своих работах показывал не только окружающий человека мир, но также извлекал чувства, которые часто бурлят внутри нас.
Вторит художнику «Горная невеста». В её безмолвных кадрах таится особая, нездешняя красота: показанная с нижнего ракурса одинокая хвойная ветвь дарит ощущение безмятежности, списанные словно из «Твин Пикса» величественный водопад и мистический лес заставляют сердце биться сильнее, а могучие, неведомыми исполинами возвышающиеся над коммуной снежные горные массивы дают осознание: далеко не всё в этом мире зависит от нас.
Дикая природа странным образом искажает людские взаимоотношения. Которые становятся одновременно и проще, и сложнее. Устои глубоко патриархального общества подвергаются осторожным сомнениям, проблемы отцов и детей остаются во многом неразрешёнными, а трудности сексуального характера – незамеченными социумом.
Несмотря на это, семейство Казадеи находит дорогу к счастью. Наощупь и неуверенно они идут вперёд, к неизведанному. Жизнь и смерть, радость и горе, война и мир сосуществуют в этом удивительном, будто бы спрятавшимся ото всех остальных мире.
Зимой монотонные будни накрывают маленькую уютную деревеньку снежным покровом, а весна устраивает для сельчан непроницаемый навес из зеленовато-нежной листвы.
Люди приспосабливаются к любым обстоятельствам, а личная трагедия всегда оказывается более значимой в сравнении с любой бедой, даже если та приобретает масштабы поистине титанические.
И пусть Чезаре тратит последние деньги на грампластинки, одна из его младших дочерей Ада (Рашель Потрич) никак не может побороть «непристойные» мысли, а сын Дино – оставить праздный образ жизни, всё вроде бы в Вермильо идёт своим чередом.
Но устоявшийся быт заметно меняется, когда один исторический пласт сменяет другой. И то, что, казалось бы, должно подарить жителям деревни долгожданное облегчение, неожиданно приносит новые проблемы. Но люди из Южного Тироля со всем справятся, ведь вместе – проще.