Поединок между двумя порядочными людьми под руководством учителя, исполненного благородных побуждений, – это достойный образец хорошего вкуса и изысканного воспитания, –
Артуро Перес-Реверте, «Учитель фехтования»
Сорок лет назад на экраны вышлы «Дуэлянты» никому не известного на тот момент режиссёра Ридли Скотта. К юбилею маленького шедевра вспоминаем фильм и его создателей.
Наверное, у каждого режиссёра найдётся работа, которую можно назвать отправной в карьере. Для прославленного сэра Ридли Скотта таким фильмом послужили «Дуэлянты», отмеченные призом за лучший дебют на Каннском кинофестивале 1977 года. В «Дуэлянтах» Скотт впервые явил миру своё мастерство рассказчика, умеющего построить напряжённый конфликт в заданных декорациях (будь то эпоха Наполеоновских войн, Древний Рим или библейский эпос).
Уже в «Дуэлянтах» отчётливо звучит главная тема практически всех работ Скотта – это смертельное противостояние героев (гусаров Д’Юбера и Феро, полководца Максимуса и императора Коммода, Моисея и Рамсеса и т.д.).
Небольшой рассказ Джозефа Конрада «Дуэль» был переработан Скоттом и сценаристом Джеральдом Воганом-Хьюзом с целью сделать упор на психологической характеристике героев, которые в течение тридцати поединков не могут поступиться честью и прекратить кровопролитие.
Тем примечательнее, что долгая конфронтация гусаров Д’Юбера (Кит Кэррадин) и Феро (Харви Кейтель) началась с сущего пустяка. В начале фильма лейтенант гусарского полка Феро ранит сына мэра на дуэли, а офицеру Д’Юберу поручено найти и посадить Феро под домашний арест. Слово за слово, и герои уже спорят о личности Наполеона, что приводит к конфликту. Неспособный снести оскорбление, нанесённое в присутствии дамы (мадам де Лион), Феро вызывает Д’Юбера на дуэль, чтобы смыть «бесчестье».
Первый поединок героев проходит нарочито быстро, как в лихорадке, специально снятый на дёргающуюся камеру. Кровь, боль, пот, скрежет металла бьющихся сабель – всё это создаёт нужную атмосферу изнанки поединка. В «Дуэлянтах» нет и тени романтического флёра благородно бьющихся героев. Скотт старается показать дуэль без прикрас и иллюзий, акцентируя наше внимание на противоестественной природе, по сути, разрешённого убийства.
Для Д’Юбера Феро на долгие годы становится воплощением самого рока, вносящим ненависть и разрушение в его жизнь. Если для Д’Юбера дуэль – вынужденная мера разрешения конфликта, то для Феро поединок – смысл жизни. Именно в дуэли Феро чувствует себя по-настоящему живым.
Молодому Харви Кейтелю удалось создать сложный образ одержимого боем офицера. Феро в его исполнении производит двойственное впечатление. Нарочито спокойный и уравновешенный в реальной жизни, не чурающийся бокала вина в окружении друзей и общества красивых женщин, в поединке Феро преображается, превращаясь в азартного хищника, ловко загоняющего жертву в умело расставленные сети дуэли.
В одной из сцен возлюбленная Д’Юбера прямо говорит Феро о его вампирской природе, сравнивая его с кровососом. Для Феро мерилом любого поединка является кровь на кончике сабли или удачный выстрел из мушкета. И ни последующий запрет на дуэли, ни разгром любимого Наполеона, ни стремительное время не могут остановить Феро в его жажде мести.
Развязка затянувшейся на многие годы дуэли становится настоящим крахом для Феро. Д’Юбер побеждает Феро в поединке на пистолетах, но при этом сохраняет ему жизнь при условии, что отныне Феро будет мёртв для него.
Конец схватки закономерен. Преисполненный благородства Д’Юбер возвращается к своей семье, а одержимый ненавистью Феро остаётся один, молча глядя на горизонт, сломленный неспособностью ответить обидчику и становящийся похожий на бледную тень самого себя. Именно в финале становится понятно, что главный герой и движущая сила «Дуэлянтов» – именно Феро, а не Д’Юбер. Тёмная беспомощная фигура Феро в нелепой треуголке со взглядом, устремлённым в даль, знаменует закат эпохи дуэлей и конец «благородных» поединков за честь и достоинство, а также символический конец самого Феро.
Ридли Скотт не был бы собой, если бы не постарался воссоздать на экране эпоху Наполеоновских войн, сосредоточив своё внимание на жизни и быте гусар. В «Дуэлянтах» перед нами предстаёт мир гусарских полков, обеспечивающих разведку, боевое охранение и прикрытие тыловых подразделений во время войны.
Художником по костюмам выступил дебютант в большом кино Том Рэнд, впоследствии работавший на многих исторических картинах (от «Женщины французского лейтенанта» до «Графа Монте-Кристо»). Дебют не помешал Рэнду профессионально подойти к воссозданию гусарского костюма во всех мелочах: облегающая тело короткая куртка, узкие брюки (рейтузы), сапоги, не достигающие колен, дополнительная куртка с защитными шнурами (ментик), кивер (головной убор), а также сабли с медной гардой, клинки с еле заметной кривизной, кожаные ножны. «Дуэлянтов» вполне можно рекомендовать всем начинающим кинорежиссёрам как грамотный пример исторической реконструкции в кино.
А сцены дуэлей ставил прославленный хореограф и мастер сценического фехтования британец Уильям Хоббс, известный работами над шекспировскими проектами. Хоббс не просто выступил постановщиком боёв, но и обучил актёров основам фехтования как философии игры, где каждый элемент несёт в себе характерный почерк дуэлянта.
Так, двойная ложная атака, характерная для стиля Феро, призвана сбить противника с толку, что говорит о хитрости и умелой подготовке дуэлянта. Атака с оппозицией используется Д’Юбером, как самый эффективный и надёжный приём фехтования, характеризующий осторожный характер ведения боя.
«Дуэлянты» – это яркий пример фильма-дебюта, несущего в себе печать руки будущего мастера, а ещё это тонко рассказанная история поединка двух офицеров наполеоновских войн, представляющих собой две стороны одной медали, имена которой Честь и Одержимость.