Этюд в кровавых тонах
Детектив в отставке Билл Ходжес мог бы спокойно наслаждаться заслуженной пенсией, вниманием вдовушки-соседки да попивать пиво на веранде своего домика в пригороде. Вот только ему не даёт покоя одно незаконченное дело: несколько лет назад неизвестный в клоунской маске за рулем угнанного «Мерседеса» врезался в толпу безработных, ожидавших открытия местной ярмарки вакансий. Погибло 16 человек, включая женщин и детей. Массовое убийство так и осталось нераскрытым, и вот спустя несколько лет к отставному сыщику начинает проявлять недюжинный интерес некто, хорошо знакомый с деталями того дела…
Стивен Кинг продолжает держать марку одного из самых плодовитых и самых экранизируемых писателей современной Америки. При этом Королю ужасов не чужда тяга к жанровым экспериментам: помимо ставших уже давно привычными хорроров и триллеров, Кинг не стесняется пробовать силы и в иных направлениях. Так, «Мистер Мерседес» стал его первым опытом в жанре «крутого детектива». Вышедший в 2014 году роман моментально стал бестселлером и обрёл признание в том числе и у критиков. Он даже получил премию «Эдгар» от Ассоциации детективных писателей США. Столь удачный опыт сподвиг Кинга продолжить творить в детективном жанре, и Ходжес вскоре появился на страницах ещё двух произведений.
Разумеется, такой успех неизбежно обрекал «Мистера Мерседеса» на экранизацию. Сериал был анонсирован ещё в 2015 году, а роль главного злодея – психопата Брейди Хартсфилда – изначально отводилась Антону Ельчину. После его трагической гибели образ антагониста перешел к Гарри Тредэвэю. А вот с центральным персонажем вопросов не было изначально: сам Стивен Кинг утверждает, что при создании образа Билла Ходжеса он представлял себе именно Брендана Глисона. За кадром также немало именитых фигур: спродюсировали и адаптировали текст для экрана Дэвид Э. Келли, ответственный за недавнюю «Большую маленькую ложь», и многоопытный Деннис Лихейн («Остров проклятых», «Закон ночи»).
Ставший плодом их усилий десятисерийный первый сезон, вышедший на телеэкраны в конце минувшего лета, получился в целом хорошим, хотя и не лишён недостатков. Главной движущей силой проекта стали великолепно прописанные персонажи. С кастингом продюсеры «Мерседеса» однозначно попали в яблочко. Помимо находящейся в центре внимания основной пары детектив-убийца, здесь также присутствует целый ряд ярких второстепенных героев. Это и Джанель (Мэри-Луиз Паркер) – сестра местной богачки Оливии (Энн Кьюсак), у которой убийца угнал злополучный автомобиль, сделав её невольной соучастницей кошмара, и страдающая алкоголизмом мать Брейди, которую блестяще изобразила Келли Линч, и юный добровольный помощник Ходжеса – будущий студент Гарварда Джером Робинсон (Джарель Джером). Пожалуй, это тот случай, когда каждое кастинговое решение оказалось удачей.
Если же говорить о сюжетной составляющей, то надо понимать, что перед нами не классический детектив. Имя убийцы известно с самого начала, так что напрягать дедуктивные способности одновременно с сыщиком не придётся. А вот Ходжесу предстоит попотеть, чтобы вывести маньяка на чистую воду, и при этом не утонуть самому и не погубить никого из близких… Порой «Мистер Мерседес» и вовсе превращается в триллер, ибо психопат-убийца ведёт с отставным сыщиком настоящую игру в кошки-мышки, долгое время находясь на несколько шагов впереди. В такие моменты напряжение буквально льётся с экрана, а расследование уступает место психоанализу.
Но даже при этом, увы, сериал получился затянутым. Десять серий для одного расследования – слишком, даже если речь идёт о массовом убийстве. Для экранизации «Мерседеса» вполне подошёл бы формат мини-сериала из 6-8 серий, как это было сделано с другим объёмным романом Кинга – «11/22/63». Ближе к середине сезона действие и вовсе переходит в совсем уж вялотекущую стадию – как оказывается, чтобы в седьмой серии разбудить тебя взрывом в прямом и переносном смысле слова…
У проекта есть и другой недостаток: делая первые шаги на почве детективного жанра, Кинг не смог избежать множества типичных для этого направления штампов и клише. Отставной сыщик, как и полагается, имеет за душой типичные проблемы с алкоголем и неустроенную личную жизнь. Маньяк Брейди Хартсфилд – ходячее пособие на тему «Все проблемы идут из детства» (мать-алкоголичка и драматичные флэшбэки прилагаются). Остальные полицейские, как водится, «тормозят» и упорно не верят бывшему коллеге с его бреднями про грядущее возвращение «убийцы на Мерседесе». А сам убийца по ходу дела успевает не только подготовить новое преступление, но и сымитировать собственную смерть.
В значительной степени недостатки компенсируются актёрской игрой, диалогами, умением создателей мастерски нагнетать напряжение (недаром семь серий из десяти снял опытнейший телережиссёр Джек Бендер, на счету которого, в частности, более трёх десятков эпизодов «Остаться в живых») и отличным саундтреком, в котором есть даже Леонард Коэн. Под стать ему и визуальный ряд. Авторы сериала не чураются весьма натуралистичных сцен, изображая деяния маньяка в прямом смысле кровавыми.
Канал Audience Network ещё за день до финала объявил о продлении шоу на второй сезон. Своего часа ждут два следующих романа серии об отставном сыщике – «Кто нашел, берёт себе» и «Пост сдал». История поимки «убийцы на Мерседесе», кажется, закончена (хотя и это ещё не факт), однако стараниями Кинга детективу Ходжесу в любом случае ещё рано на покой…