Роми Мэтис – строгая и ответственная руководительница крупной нью-йоркской компании по автоматизации роботизированных процессов. Кажется, в жизни у неё всё как положено: блестящая карьера, роскошная квартира, любящий муж Джейкоб и пара прекрасных дочек. Нет лишь одного – достижения пикового удовольствия в постели с супругом, отчего Роми то и дело приходится «догоняться» под порно, причём любимой темой роликов оказывается подчинение.

Но вот однажды среди стажёров на работе Роми замечает дерзкого и острого на язык юношу Сэмюела, который привлёк её тем, как ловко усмирил на улице злую собаку, всего лишь предложив ей печеньку. А ещё он, кажется, не против усмирить саму Роми и исполнить её интимные желания, которые она хочет реализовать, но стесняется и боится.

Как известно, Зигмунд Фрейд уделил колоссальное время изучению психосексуального развития, начиная с детства, которое в итоге предопределяет многие личностные качества у взрослого человека. Учитывая, что предмет являет собой поистине неисчерпаемый источник для анализирования, вопросами подавленной сексуальности не раз занимались писатели и режиссёры.

Правда, для того чтобы такое произведение получилось честным, реалистичным и глубоким, автору нужно проявить смелость при соблюдаемых границах дозволенного, иначе его труд рискует обернуться либо дешёвой провокацией, либо ханжески-беззубым высказыванием «с претензией». Голландская постановщица Халина Рейн, некогда известная как актриса («Чёрная книга») и уже несколько лет пробующая себя в режиссуре, пошла по второму пути, хотя наверняка полагала, что снимает нечто смелое и откровенное.

Для начала: Рейн допускает ту же ошибку, что Одри Диван в новой версии «Эммануэль». Будучи ярой сторонницей идеалов феминизма, она точно так же хочет сделать из образа сексуально раскрепощённой героини типичную «современную и независимую», которая имеет право на реализацию потаённых желаний. Правда, есть нюанс: чтобы изобразить такого персонажа правдиво, нужны смелость и открытость, черты, позволяющие прописать характер максимально объёмно и нюансированно, но этого постановщицы сделать не пожелали.

В их понимании чрезмерная откровенность превратит образ в порицаемый, «женщину с низкой социальной ответственностью», жертву объективации, сексуальной эксплуатации и прочего (очень показательна сцена, где Джейкоб награждает супругу эпитетом «hot», за что тут же оказывается с позором освистан). Здесь возникает парадокс: изучающая своё тело, следующая страстям героиня, в концепте образа которой главной доминантой становится мощный «отрыв», поскольку без него ничего попросту не будет работать, из-за режиссёрских ограничений становится скучной, зажатой и фригидной.

Рейн хочет, чтобы её детище вышло игривым и хулиганистым. Она всячески пытается заставить зрителя прожить два экранных часа в теле героини Николь Кидман и отправиться с ней безбашенное эротическое приключение, но на нужные ощущения работает только классный саундтрек. В отличие от своего голландского коллеги Пола Верховена, что прекрасно изучил похожие мотивы в отличной драме «Она» с Изабель Юппер, Рейн предлагает разгорячённой трейлером аудитории более пресную и чуть менее подростковую версию «Пятидесяти оттенков серого», хотя, по сути, у фильма был потенциал чуть ли не второй «Пианистки».

В кадре не происходит совершенно ничего откровенного или даже просто оригинального в сюжетном плане. Роми оказывается банальнейшей «нижней», которая слишком долго считала себя «верхней», а якобы мощный доминант Сэмюел считает, что для этого достаточно дерзкого поведения, умелых рук и периодических «игр в собачку», причём крайне целомудренно преподнесённых в кадре.

В прессе порой мелькало мнение, что ожидание зрителем чего-то большего – некая сценарная обманка, однако на поверку это кажется слабой попыткой оправдать посредственные режиссёрские и сценарные способности Рейн. Роми постоянно говорит, что в постельных игрищах её заводит страх всё потерять, что заставляет её постоянно ходить по острию ножа. Однако эту важную деталь атмосферы постановщица вчистую игнорирует, поскольку больше сосредоточена на подборке подходящей сцене композиции из плейлиста, чем на воссоздании нерва и флёра наэлектризованной опасности.

К самой идее претензий нет – желание сильной, уставшей от постоянного руководства женщины побыть слабой, раскрепоститься, посидеть у кого-то на ручках и услышать томный шёпот «малышка» вполне объяснимо. Нет вопросов и к актёрским работам. Николь Кидман играет как всегда отлично, напомнив зрителю, что когда-то она завоевала «Оскар» и снималась в картинах уровня «Широко закрытых глаз». Она совсем не боится предстать на экране жалкой и беспомощной, страдающей от стыда, неловкости и неприятия собственной внешности.

Идея пригласить Антонио Бандераса, актёра с имиджем мегамачо на роль сексуально слабого супруга вообще оказалась одной из немногих удачных шуток картины. Хорош и Харрис Дикинсон, что изображает не пошлого «мистера Грея», а врождённого соблазнителя, который обладает талантами психолога и неловкостью малоопытного юнца в равных пропорциях. У него с Кидман есть партнёрская химия, но их тандем чудовищно страдает от авторской зажатости и потому не высекает нужную искру, хотя изобразить сексуальное удовлетворение от чувства подчинения можно было даже без постели.

Кроме того, что Рейн ещё и очень посредственный психолог, она вдобавок не понимает, что моральные рамки её фильма существенно смещены, поскольку, оправдывая силу women’s power, она параллельно оправдывает измену, причём малоубедительно. Характер Роми нужно препарировать чуть ли не под микроскопом, однако мы слышим лишь ряд невнятных, урывочных фраз про детские травмы, подавленную сексуальность и прочие неубедительные реплики в духе «что поделать, я вот такая».

Идя по пути наименьшего сопротивления и не погружаясь в мрачные тайны прошлого своей небезынтересной героини, Рейн сводит идеи фильма к примитивной формуле «левак укрепляет брак», на что сильная женщина, по авторскому мнению, имеет право. Она не предлагает Роми и её несчастному мужу сесть и откровенно обо всём поговорить, зато без долгих раздумий отправляет на «терапию» в постель к молодому парню, после чего ожидаемо возникшие у героини проблемы разрешаются легко и просто.

Ну а поскольку постановщица оказывается не в силах предложить зрителю достойную пищу для размышления, заставив вместо этого наблюдать за почти целомудренными постельными эпизодами разной степени обнажённости, она под конец нажимает на любимую тему – воспевание той самой женской силы.

Мало того, что в рамках истории о тяготах подавления чувственности феминистские лозунги звучат максимально неуместно, так ещё и подаются крайне примитивно, в виде прописных истин об обратно пропорциональной связи секса и власти. Ситуацию могли бы спасти юмор и ирония, поскольку именно этот приём позволил бы воспринять увиденное с той самой игривостью, которая была жизненно необходима «Плохой девочке», однако постановщица и этим порадовать не смогла.

В итоге самое громкое, что звучит в картине, это стоны Роми, которые зритель, как и герой Бандераса, легко может принять за оргазм, даже не подозревая, что всё увиденное – лишь имитация.

ОЦЕНКИ
Для глаз
7
Для ума
5
Для сердца
5
Предыдущая статьяВлечение к мертвечине: рецензия на фильм «Носферату»
Обычный кинофанат, который любит кино настолько, что не может об этом молчать и потому пишет. Ну и о своих впечатлениях тоже.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here