В апреле 1976 года в США на экраны вышла картина Альфреда Хичкока «Семейный заговор», которая стала последней работой мастера. Конечно, он не собирался прощаться ни с кинематографом, ни с жизнью, но, тем не менее, режиссёр поставил огромную точку в своём творчестве, подарив миру свой последний, 53-й фильм.
В основу картины лёг роман Виктора Каннинга «Секреты Рейнбердов» (The Rainbird Pattern) 1972 года. Сценарий по мотивам романа написал Эрнест Леман, ранее уже работавший с Хичкоком над фильмом «На север через северо-запад». Изначально предполагалось создать очень мрачную, трагичную картину, но режиссёр решил остановиться на «облегчённой» версии, с большей долей юмора и без излишнего драматизма.
В фильме пересекаются две сюжетные линии, две истории, которые в итоге сплетаются в одну.
Шарлатанка Бланш Тайлер (Барбара Харрис) выдаёт себя за ясновидящую, устраивает спиритические сеансы, общаясь с духами умерших. Однажды к ней обращается богатая старушка Джулия Рейнберд (Кэтлин Несбитт), которая ищет внебрачного сына недавно скончавшейся сестры. Долгие годы аристократка хранила этот секрет, но решила найти племянника и оставить ему всё своё богатство. Так она обратилась к «ясновидящей», пообещав неплохой заработок, если та, прибегнув к своим «способностям», найдёт пропавшего. Бланш вместе со своим другом-актёром-таксистом Джорджем Ламли (Брюс Дерн) начинают поиски.
Параллельно протекает вторая линия. Парочка аферистов – ювелир Артур Адамсон (Уильям Дивэйн) и его закадычная подруга и сообщница Фрэн (Карен Блэк) занимаются захватом заложников с целью выкупа. Их очередной жертвой становится богатый бизнесмен Константин, за которого в награду они получают огромный, размером с грецкий орех, бриллиант. Чтобы отвести от себя все подозрения полиции, злоумышленники прячут драгоценность «на самое видное место» – в люстру.
Расследования Бланш и Ламли в итоге приводят их к Артуру Адамсону, который оказывается… тем самым сыном, которого искала мадам Рейнберд. Услышав про огромные богатства своей тёти, Адамсон решает избавиться от медиума и её друга, но буквально в последние минуты все планы преступника рушатся и он попадает в свою же ловушку. Всё заканчивается нетипичным для Хичкока хеппи-эндом. Негодяи получают по заслугам, а у Бланш чудесным образом появляются настоящие экстрасенсорные способности, которые приводят её прямиком к спрятанному бриллианту.
Картина вышла очень динамичной, ведь в каждый момент времени что-то да происходит. Периодически, чтобы разбавить нагнанную нервозность, Хичкок демонстрирует зрителю мисс Тайлер и её сеансы «связи» с потусторонним миром, что невероятно уморительно.
Стоит сказать, что все герои получились колоритными. Бланш наделена какой-то очаровательной детской непосредственностью и наивностью, её друг Ламли – долговязый, азартный, немного нескладный мужчина. Их тандем смотрится комично, особенно во время поездки на машине без тормозов по горному перевалу. Но в итоге обоим героям приходится проявить недюжинную отвагу и предотвратить очередное серьёзное преступление. Кстати сказать, что за роль мадам Бланш Барбара Харрис в 1977 году была номинирована на «Золотой глобус» в номинации «Лучшая актриса комедии или мюзикла».
Главные отрицательные персонажи как будто вовсе не хичкоковские. Взять хотя бы героиню Карен Блэк – мошенницу Фрэн. Во время совершения очередного преступления она надевает белый парик, берёт пистолет, не произнося ни единого слова, с невероятным хладнокровием воплощает свой замысел. Это не типичная милая блондинка. Нет, это коварная, расчётливая барышня, работающая в паре со своим немного безумным другом. Тем не менее, эта пара тоже смотрится довольно гармонично, отлично дополняя друг друга.
Предполагалось, что роли Джорджа, Фрэн и Бланш исполнят Аль Пачино или Джек Николсон, Фэй Данауэй и Лайза Минелли, но Хичкок всех счёл «дорогостоящими» артистами и решил, что с ними будет очень тяжело работать.
В 1977 году за лучший адаптированный сценарий для «Семейного заговора» Эрнест Леман был награждён премией имени Эдгара Аллана По, а также номинирован на премию Гильдии писателей Америки в категории «Лучшая комедийная адаптация произведения другого жанра».
«Семейный заговор» не обошёлся и без привычного камео режиссёра. Примерно в середине картины появляется силуэт Хичкока за дверью «Регистрации рождений и смертей», что зрители сочли символичным, учитывая, что это его последняя работа.
Подытожив весь свой творческий путь, Альфред Хичкок создал несвойственную для себя картину. В ней нет привычного зрителю саспенса, но есть невероятное переплетение юмора, двух любовных линий, погонь, расследований. Похищенный епископ, драгоценности, отношения… Это всё приковывает взгляды зрителей к экрану и вызывает любопытство. Вполне достойное завершение карьеры мастера саспенса.