В старом доме в городе Камакура, что на острове Хонсю, живут три сестры Кода – Сати, Йосино и Тика. Когда-то их родители развелись и мать бросила дочерей, а какое-то время спустя их покинул и отец, решивший завести новую семью. Несмотря на то, что девушки совершенно разные по характеру, они живут сплочённо и никогда не бросают друг друга в беде.

Однажды они получают весточку, что их отец скончался и оставил после себя дочь, девочку-подростка Судзу. Отправившись на похороны, девушки знакомятся со сводной сестрой и быстро понимают, что Судзу – добрый и светлый человек и поэтому, недолго думая, решают пригласить её жить к себе в Камакуру.

Каждый раз, когда речь заходит о теме подлинного гуманизма в кинематографе, на ум моментально приходит лишь одно имя – Хирокадзу Корээда. Этот восхитительный режиссёр посвятил своё творчество исследованию природы человеческих взаимоотношений, а также изучению тех особых связей, что делают людей по-настоящему близкими друг для друга. Как никто другой, он понимает, что для подлинной близости кровное родство вовсе не приоритетный фактор, поскольку любовь, доброту и взаимное уважение невозможно прописать наследственным генетическим кодом – всё зависит только от наших личностных качеств и понимания подлинных ценностей.

Природная искренность и душевность Корээды вкупе с бесспорным мастерством тонкого рассказчика принесли ему немало премий на различных престижных кинофестивалях. Критики не перестают петь его фильмам дифирамбы, а армия его поклонников с каждым годом только растёт. Отличным примером незаурядного почерка режиссёра может послужить трогательная семейная драма «Дневник Умимати» (что можно перевести буквально как «Дневник приморского городка»), также известная под названием «Наша младшая сестрёнка».

Первое, что отличает эту картину от других работ Корээды – полное отсутствие ярко выраженного негатива или мрачных конфликтов. Несмотря на то, что главным героиням приходится сталкиваться с различными испытаниями вроде предательства родителей, неудач в личной жизни, смерти близких и прочей несправедливостью окружающего мира, в кадре ни на минуту не зазвучат упаднические нотки.

Здесь нет мотивов жестокого обращения с детьми, как в «Никто не узнает», нет размышлений о тленности бытия, как в «Призрачном свете» и даже анатомия одной отдельно взятой ячейки общества напрочь лишена горечи и грусти «Пешком-пешком». «Дневник Умимати» совсем о другом: это кино о любви и добре, которые не только сделают лучше каждого из нас, но и совершенно точно спасут весь остальной мир.

Героини фильма, как и любой живой человек, имеют недостатки. Они могут ссориться, испытывать трудности с взаимопониманием и затаить обиду на тех, кто когда-то причинил им боль. Но у этих потрясающих девушек есть главное – доброе сердце, и с его помощью им удаётся справиться с любой напастью.

Характеры героинь выписаны безукоризненно и являют собой главную драгоценность картины. Спустя всего пару минут просмотра мы понимаем, кто главная в доме. Это мудрая, строгая и рассудительная Сати (Харука Аясэ), которая работает медсестрой в госпитале. Волею судеб ей пришлось заменить девочкам мать и вести хозяйство, отчего Сати постоянно хочется быть правильной и справедливой, однако со временем мы замечаем, что и ей свойственно совершать ошибки – например, завести трудный роман с женатым коллегой.

Другой сестре, Йосино (Масами Нагасава), категорически не везёт на парней, которые пользуются её наивностью и доверчивостью, а потом бросают без раздумий. Поначалу она может показаться легкомысленной, но в дальнейшем обстоятельства сложатся так, что и Йосино сумеет проявить себя как ответственный и решительный человек.

Третья сестра, Тика (Кахо), кажется нам ещё не до конца повзрослевшим ребёнком. Она смешная, порой неуклюжая и очень инфантильная, но стремится видеть в людях только хорошее, как в отце, которого толком не помнит, но и зла на него за предательство тоже не держит.

Ну а на примере Судзу (Судзу Хиросэ) Корээда хочет показать, что, даже будучи сёстрам Кода родной лишь наполовину, эта очаровательная девочка всегда была одной из них, когда те даже не подозревали об её существовании. Быть другой по характеру Судзу просто не может, ведь все эти девушки словно часть одного организма с единым добрым сердцем и огромной душой на четверых. И с появлением нового члена их семьи они становятся только лучше и сильнее.

Не менее пристальное внимание уделено быту девушек, из которого состоит их уютный маленький мир. Вот что Корээда рассказал о важности этих мелочей, почерпнутых из личного опыта: «Детали важны во всех смыслах. В «Нашей маленькой сестренке» важна еда: например, когда женщины говорят о сливовом вине и белой рыбе. Раньше у нас дома готовили креветки в темпуре: это было любимое блюдо моей мамы. Но ей пришлось выйти на работу вместо моего отца, поэтому она не могла найти время, чтобы приготовить вкусную еду. Поэтому мы ели более современную пищу: много замороженных полуфабрикатов и других продуктов быстрого приготовления. Но я никогда не жаловался на это матери».

Неудивительно, что многие критики сравнили «Дневник Умимати» с умиротворяющими аниме Хаяо Миядзаки – настолько физически ощутима в нём атмосфера спокойствия, тепла и гармонии. Сквозь зеленые заросли куда-то едет не спеша маленький вагончик, на тихих улочках нет суетливой толпы, босые ноги ласкает тёплое море, а дома всегда ждут вкусные блюда с такими аппетитными названиями, что от одного упоминания текут слюнки.

Кажется, в кадре царит вечная весна, что становится прекрасной метафорой молодости, как в великолепной сцене, где Судзу с одноклассником катаются на велосипеде по дороге, окружённой бесконечными ветвями цветущей сакуры. Девушка будто растворяется в этом нежном великолепии просыпающейся природы и это чудодейственное состояние моментально передаётся зрителю, кожей ощущающему энергетику юности и гармонии с окружающим миром.

Аудитория, привыкшая видеть в подобном кино сложные конфликты или глубокий драматизм, возможно, будет дезориентирована, наблюдая по большей части за рутинным образом жизни девушек и тем, как легко разрешаются сложные ситуации, вроде сцены приезда «блудной матери».

Однако на самом деле всем нам есть чему поучиться у этих героинь. Это полнейшее отсутствие какой-либо агрессии, терпимость друг к другу, умение находить в сердце любовь даже к тем, кто, на первый взгляд, не заслуживает прощения. Сестры Кода дают шанс на исправление каждому, кто был несправедлив к ним или оступился, поскольку мудро понимают: способность верить в лучшее и прощать ближнего –великий дар.

Благодаря этой врождённой способности сёстрам нужно совсем мало для счастья: уютный дом, способный стать гостеприимным пристанищем для каждого, старая слива, которой можно любоваться из окна и каждый год наслаждаться её щедрыми дарами и, конечно, они сами.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here