Библейские монстры

Отбывший с Земли с колонизаторской миссией межзвёздный корабль «Завет» ловит сигнал с неизвестной планеты. Идя на риск, капитан космического судна Кристофер Орам (Билли Крудап) в сопровождении членов экипажа – эксперта по терраформированию Дэниелс Брэнсон (Кэтрин Уотерстон), синтетического андроида Уолтера (Майкл Фассбендер) и других – отправляется на поверхность хранящей молчание таинственной планеты.

Франшиза «Чужой» хорошо известна поклонникам кино. Ставшие классическими первые два фильма эпопеи породили настоящий культ ксеноморфов, а последующая интеграция созданного режиссёром Ридли Скоттом и художником Хансом Руди Гигером монстра в другие отрасли массовой культуры лишь подтвердила высокое реноме его создателей. Кредит доверия к маститому постановщику остался на прежнем уровне даже после относительно неудачного «Прометея» – неофициального приквела «Чужого». В «Завете» автор «Бегущего по лезвию» и «Гладиатора» расширяет сюжетную линию Дэвида – андроида, улетевшего с археологом Элизабет Шоу на родную планету Инженеров в финале предыдущей картины.

Невооружённым глазом заметно, что постановщика в большей степени волнует персона Дэвида и его взаимоотношения с окружающими. История о том, как результат божественного творения сам превращается в творца выведена крупным шрифтом, тогда как персонажам колонизаторской миссии уделяется не такое пристальное внимание. Даже главная героиня в исполнении Кэтрин Уотерстон не производит сильного впечатления. Впрочем, вместе со сценаристами вину за это должна разделить сама актриса, с трудом тянущая на роль продолжательницы дела Сигурни Уивер. А боевые товарищи Дэниелс выглядят в лучшем случае обыкновенными невеждами, но никак не учёными и представителями технического персонала.

Первая половина медленно, но уверенно нагнетает саспенс, подготавливая тебя к мощному взрыву в финальной трети. Стоит признать, что сцены действия неплохо поставлены, пусть и уступают аналогичным моментам из «Чужих» Джеймса Кэмерона. Проблемы с мотивацией персонажей и логическими шероховатостями, доставшиеся фильму по наследству от «Прометея» не будут сильно коробить, если изначально принять их за данность, сосредоточив внимание на сложных экзистенциональных вопросах, красной нитью проходящих через всю картину. Небезынтересно наблюдать за ходом мыслей Дэвида, вознамерившегося – по образу и подобию Инженеров – свести человечество с необъятных просторов Вселенной.

В свою очередь Космические жокеи так и остались трансцендентными сущностями из предыдущей ленты. Кто они, откуда пришли и почему поступили с людьми именно так, как поступили – неясно. Заостряя внимание на противостоянии протагонистов с разными формами Чужих (в картине дебютируют новые виды – неоморф и протоморф) и философских воззрениях Дэвида, Скотт уводит сюжет всё дальше от Инженеров. Создаётся впечатление, что они более не интересны мэтру, и что шансы узнать все их тайны стремятся к нулю. Зато хватает в фильме символизма: это и звучащее «Вхождение богов в Вальхаллу» из оперы Рихарда Вагнера «Золото Рейна», и произведение «Рождество» итальянского художника XV столетия Пьеро делла Франчески, и знаменитый мраморный Давид работы Микеланджело, показанные в прологе.

В результате нагромождения отсылок и метафор «Чужой: Завет» превращается в ортодоксальный философско-фантастический слэшер с практически нулевыми персонажами (за исключением прекрасно сыгранных Фассбендером Уолтера и Дэвида), стандартными экшен-сценами и штампованным финалом. Отсылки к библейским мотивам сами по себе смотрятся уместно и, пожалуй, впечатляют больше кровавой резни (рейтинг R работает не на полную мощность). Приближаясь к девятому десятку, Ридли Скотта всё больше волнуют размышления о жизни и смерти, предназначении человека и его всепоглощающих амбициях, приводящих зачастую к неизбежному краху. В толковании режиссёра указующий перст божий – уже не абсолютная догма, но поставленное под сомнение прихотливое предопределение. Жаль только, что в попытке объять необъятное постановщик так и не решил, какой фильм он хочет снять.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here