Чужие против идиотов

Археологи Элизабет Шоу (Нуми Рапас) и Чарли Холлоуэй (Логан Маршалл-Грин) обнаруживают наскальные рисунки в пещере в Шотландии, дающие основания полагать, что это послание от древней цивилизации, зародившей жизнь на Земле и приглашающей человечество в свой мир. Заручившись поддержкой корпорации Питера Уэйланда (Гай Пирс), учёные отправляются на поиски нового мира в составе экспедиции во главе с чиновницей Мередит Викерс (Шарлиз Терон) на корабле «Прометей».

Но вскоре по прибытии на бесплодную луну LV-223 возникают подозрения, что у гуманоидов были далеко не самые дружелюбные намерения по отношению к людям, а местная фауна грозит положить конец всему мероприятию. Не помогает и то, что Викерс и андроид Дэвид (Майкл Фассбендер) явно что-то скрывают и имеют собственные цели, для достижения которых выживание остальных членов группы необязательно.

Мариам Ананидзе:

Потребовалось немало времени и возвращение Ридли Скотта, чтобы вселенная Чужих получила второе дыхание и открыла нам своё прошлое. «Прометей» внёс новый вклад в развитие мыслей и идей о месте человека на бескрайних просторах вне пространства его привычного обитания – Земли. Тут же поднимаются вопросы о том, одинок ли человек в своей разумной форме существования, кто его создал и можно ли найти ответы на эти вопросы.

Таким образом, в сюжет вместо первостепенных потребностей в сохранении жизни (без которых всё же не обходится во второй половине) приходят и иные: высокие и одухотворённые. Экспедиция, чья деятельность предшествует катастрофам, с которыми столкнётся Рипли, на этот раз не преследует цель военного совершенствования за счёт приручения новых форм жизни, а ищет праотцов (и отправляется к ним), чтобы выяснить, откуда мы взялись и возможно ли стать бессмертным. Элизабет Шоу на вопрос о своих намерениях лететь туда, откуда прибыли пришельцы, отвечает со сдержанным пафосом: «Потому что я – человек».

Если рассматривать «Прометей» в контексте серии фильмов о Чужих (а его так и нужно рассматривать), то и для фанатов тетралогии, и для просто неравнодушных зрителей он идеален по ряду причин. Во-первых, с необходимой осторожностью сохранена привычная схема «корабль/команда – неизвестные существа – противостояние – выживание». И, конечно же, центральный персонаж – снова женского пола.

Во-вторых, визуальная составляющая потрясает безупречностью: ни в одном из нарисованных миров или существ не приходится усомниться. В-третьих, фильм обзавёлся новыми мотивами, близкими к реальности: тут и археологические находки, и простое, но фанатичное желание главы компании продлить себе жизнь, и более совершенные системы навигации и поддержания жизни учёных-космонавтов, обусловленные достижениями недалёкого будущего, в которые охотно хочется верить.

В-четвёртых, принятое решение отойти от демонстрации Чужого (или его гибридов), за исключением милого сюрприза в конце картины – совершенно верно и не портит впечатление, подкормленное ожиданиями от предыдущих лент. Последнее доказательство успешности фильма и исправления им ошибок прошлых сиквелов – в достойной демонстрации самопожертвования, которым авторы начинают и заканчивают фильм. Каждый акт героизма не случаен и призван зародить жизнь (как это делает Создатель в первой сцене) или предотвратить смерть (поступок капитана Янека (Идрис Эльба) и пилотов корабля в финале).

Артур Завгородний:

Ридли Скотт дарует нам самобытный приквел к «Чужому». История разворачивается вокруг космических богов и их смертоносного оружия – деталь, своеобразно раскрывающая появление ксеноморфа как вида. На самом же деле всё внимание приклеено к героям Майкла Фассбендера, Нуми Рапас и Шарлиз Терон. Появляется и Гай Пирс в образе воротилы Питера Уэйланда. К чему остальные персонажи – непонятно. И странно, что опытные следопыты-наёмники тыкают пальцем во всё что ни попадя, паникуют и истерят без явных причин. Персонажи совершают бестолковые, ошибочные действия, а зрители должны поверить, что эти товарищи – учёные, а не кучка глупых проходимцев. Пересматриваешь – и каждый раз надеешься, что герой не решится приблизиться к инопланетной змеюке.

Кинолента получилась суетливой и пустоватой, но набитой философией. «Прометей» – это размышления старика Скотта о вере, жизни и смерти и смысле человеческого бытия. Что же появилось раньше – Чужой или яйцо? Мы, наконец, узнаём, кто создатель человечества и Чужого, а также суть окаменелого трупа Инженера, который в «Чужом» найден в виде гигантского памятника. Ридли Скотт показывает, что человек сотворён «по образу и подобию» богов, при этом он создаёт свой, фантастический, мистический, но убедительный миф. А как же всевозможные недомолвки? Здесь уместно вспомнить, что и в «Чужом» полно секретов. Может быть, человеку, как и Голливуду, не всегда следует докапываться до истины, иначе можно крупно проиграть.

В целом изображение оператора Дариуша Вольски потрясающее, а композиции Марка Стрейтенфелда мощные, монументальные. Фильм грандиозный по размаху и замыслу. Ридли Скотт иллюстрирует бесконечность и опасность космических путешествий. «Чужой» и «Прометей» – тревожный сигнал и урок. Начало ленты с живописными пейзажами и титаном, выпивающим нефтеобразное вещество и тлеющим изнутри, совершенно завораживающее. Достаточно реализма, чтобы сказать, что «Прометей» – фантастика на грани фантастики.

В конце концов, человек, ослеплённый мыслью о бессмертии, проявляет самодурство, а главным, что роднит человека, Чужого и Создателя, оказывается агрессия. Вот так по-житейски просто. Зрелищно, но ничего нового: прилетели на чужую планету, получили по голове, улетели. Тут важно забыть, что это приквел «Чужого». «Прометей» находится в той же Вселенной, но это самостоятельный блокбастер со своим настроением. Да, в фильме появляется и космический пилот, и подковообразный корабль, однако это два разных зверя. Но мы-то помним, Ридли, что ты можешь лучше. Понятное дело, публика ждёт «Завет», но ох уж эти ожидания.

Павел Жуков:

«Прометей» – редкий фильм, вопросы к которому сыпятся от начала до самого конца. Здесь плохо всё: от проработки персонажей и их решений до попыток объяснить (на самом деле, тут никто не стремится что-либо объяснять), что и зачем в фильме происходит. Если «Воскрешение» лишь паразитировало на заслугах предшественников, «Прометей» бесцеремонно растаптывает их в пух и прах.

Мы уже поняли, что межзвёздные перелёты и открытие нового вида не сулят человечеству ничего хорошего. И уже четырежды нам повторяли, что гигантские корпорации жертвуют жизнями ради личных целей. «Прометей» в этом глаза не открывает. Что нового предлагает фильм – версию, откуда появились Чужие и вместе с тем – человечество. Но нужно ли нам это знать? Чужие всегда пугали именно своей непостижимостью, первозданным ужасом. А о происхождении людей – на что здесь сделан больший акцент – уже столько сказано, написано и снято, что фантазия создателей выглядит до ужаса заурядной.

Но при этом нельзя не отметить, как красиво фильм выглядит. Насколько вылизана картинка, как постарались мастера по спецэффектам, гримёры и костюмеры. Внешне фильм идеален так сильно, что вовсе не кажется приквелом «Чужого»: здесь именно что «чистое» будущее, с иголочки, а не «грязное» и повседневное, как в оригинале. Здесь даже технологии, кажется, превосходят всё, что мы видели в квадрологии. Непонятно: то ли человечество сделает шаг назад в будущем, то ли никто не умудрился пересмотреть предыдущие части, перед тем как засесть за сценарий предыстории.

Персонажи – отдельная песня. Команда учёных, отправляющаяся на поиски ответа на главный вопрос жизни, даже не знакома друг с другом и понятия не имеет, куда и зачем летит. А двое из них, наша главная пара героев, полагается на слепую веру! Они просто верят, что их пригласили, просто верят, что им всё расскажут, просто верят, что всё пройдёт гладко. Также среди команды есть геолог, составляющий подробную карту пещеры, но через несколько минут легко в ней теряющийся. И есть здесь биолог, который с радостью (и, видимо, тоже веруя, что всё будет хорошо) подставляет лицо и руки враждебно настроенной инопланетной змее. Вот уж где настоящая фантастика, а не в графе «жанр»!

Оправдывается ли существование фильма хотя бы историей происхождения Чужих? Оказывается, первый вид будущего ксеноморфа появился из-за слияния гигантского кальмара, случайно выношенного человеком, с представителем расы Инженеров, создателей человечества, случайно оказавшегося рядом. Звучит так же идиотски, как и выглядит. Не знаю, как для вас, а для меня это плевок в сторону всего, что сам Ридли Скотт и создал.

Александр Бурлыко:

2012-й для меня был годом, когда вера в современные блокбастеры меня окончательно покинула. «Джон Картер», «Морской бой», «Тёмный рыцарь: Возрождение легенды», «Мстители», «Эволюция Борна» – один за другим большие фильмы года разочаровывали и, вероятно, возвращение Ридли Скотта в мир фантастики тем летом расстроило больше всего.

После «Прометея» я окончательно убедился, что классике не нужны приквелы. Нам не нужно знать, откуда произошло то, что мы любим: моя любовь к Дарту Вейдеру не станет больше, когда я узнаю, что он был унылым ребёнком, которого разлучили с матерью, а Джейсон Борн не станет интереснее, если вы мне скажете, что у него был отец, которого убили злые чиновники из ЦРУ. И уж тем более не нужно рассказывать предысторию Космического жокея, особенно если она будет настолько банальной. Как и в случае со «Звёдными войнами» и «Джейсоном Борном», здешние откровения настолько дурацкие, что они задним числом портят оригинальный фильм: думаете, в первом «Чужом» это был какой-то таинственный инопланетянин из неизведанного мира? А вот и нет! Это был двухметровый лысый альбинос, от которого ещё и произошло всё человечество. Мало того, что это никак не стыкуется с духом фильмов о Чужих, так ещё и развить эту идею дальше описанного выше никто не удосужился.

О том, насколько бестолковые в фильме персонажи, можно говорить очень долго (я в своё время об этом целый подкаст записал), и когда экспедиция профессиональных учёных по прибытии на чужую планету ведёт себя менее компетентно, чем группа дальнобойщиков, становится немного неловко. Не говоря уж о том, что отправлять в путешествие стоимостью триллион (!) долларов людей, которые не только друг с другом не знакомы, но даже не заинтересованы в том, что ищут – не самая разумная идея.

Как и в случае с «Воскрешением», фильм можно нехотя похвалить за качественное техническое исполнение (у Ридли Скотта даже плохие фильмы всегда выглядят хорошо), но всё ещё трудно хвалить художников и операторов, когда их труд идёт на то, чтобы в кульминации лысый альбинос боролся с гигантским осьминогом.

Недавно по сети стала гулять картинка, дающая каждому фильму серии заголовок в формате «Чужие против…», и в случае с «Прометеем» получилось «Чужие против идиотов». Лучше и не скажешь.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here