Прогресс

Вопросы чипирования поляризуют общество. Немногие знают, что подкожное имплантирование электронного устройства – не фантастические истории об искусственном интеллекте, а в первую очередь необходимый инструмент, с которым люди с ограниченными возможностями могут рассчитывать на почти полноценную жизнь.

Премьера документального фильма Юлии Киселёвой «Чип внутри меня» состоялась на кинофестивале FUTURE.DOC – одном из главных смотров картин о науке и новых технологиях. Киселёва – член Союза кинематографистов и Гильдии неигрового кино и телевидения России, один из главных авторов научно-популярного кино в нашей стране. Номинант премии Европейской академии научного кино.

Постановщица известна документальными лентами «Робот, я люблю тебя?» (о современных роботах и потенциале их бытового использования), «Мозг. Вторая вселенная» и «Мозг. Эволюция» (дилогия о принципах работы человеческого мозга).

Её новая картина – пожалуй, одна из самых смелых и честных попыток поговорить о проблеме чипирования за последнее время. Бо́льшая часть населения Российской Федерации до сих пор с огромным скепсисом относится к вопросам вживления под кожу электронных устройств. Виной тому – недостаток образования и просветительских идей, которые в свою очередь оказываются благодатной почвой для разрастания разнообразных конспирологических теорий.

Подтверждает это и сама постановщица: «На одном из первых фестивальных показов меня спросили: «Как вы искали актёров для фильма?». Такой вопрос мне задали впервые за почти двадцать лет, что я снимаю документальное кино. Видимо, тема кажется настолько фантастической, что зрителям сложно поверить, что перед ними реальные герои и правдивые истории. Но это так».

Во многом именно поэтому немалая часть хронометража посвящена работе с предубеждениями зрителя. Киселёва, предвосхищая вопросы и неминуемое негодование определённой части аудитории, мягко и ненавязчиво вводит её в курс дела.

Помогают ей в этом обаятельные герои и находящиеся в теме спикеры. За час экранного времени мы успеваем познакомиться с учёными мирового уровня: Джонатаном Уолпоу (Национальный центр адаптивных нейротехнологий, США), Александром Капланом (МГУ им. Ломоносова, Россия), Артуром Биктимировым (Медицинский центр Дальневосточного федерального университета, Россия), Михаилом Лебедевым (Сколтех, НИУ ВШЭ, Россия), Алексеем Умрюхиным (Первый МГМУ им. Сеченова), Кареном Роммельфангером (Университет Эмори, США) и другими. Их аргументированные точки зрения помогают сформировать мнение о чипировании у незнакомого с проблемой человека.

Не менее интересно наблюдать за непростыми историями людей, которым приходится жить с имплантами.

Так, студентка ДВФУ Яна Линкевич страдает от неправильной работы мышц. Благодаря стимуляции головного мозга и баклофеновой помпы, которая подаёт лекарство в спинной мозг, ей удалось снизить последствия мышечной дистонии. Специально для фильма Яна провела стендап-выступление в студенческом кафе ДВФУ, рассказав зрителям, каково быть человеком-киборгом и что делать, если в ней села батарейка (питающая имплантат батарейка находится в том числе внутри тела и регулярно требует подзарядки от внешних источников).

Другой герой фильма – пенсионер Анатолий Сурков. Он страдает от паркинсонизма – без нейростимулятора у него начинается сильный мышечный тремор. Режиссёр и журналист Родион Чемонин пережил травму мозга, из-за которой у него перестала поворачиваться голова. Спустя восемь лет ему сделали экспериментальную операцию по внедрению двух имплантатов, которые вернули подвижность головы.

Чипы ставят и маленьким детям: у трёхлетней Таси Абашиной и двухлетней Евы Бурлеску – кохлеарные импланты, которые подарили глухим от рождения девочкам возможность слышать, а потом и говорить.

В своём исследовании Юлия Киселёва раскрывает каждого героя, с большим уважением и любовью демонстрируя то, с чем сталкивается в повседневной жизни носящий электронные импланты человек. Таким образом автор пытается внести свою лепту в преодоление стигматизации подобных людей в нашем обществе.

Фильм можно посмотреть в онлайн-кинотеатре KION.

ОЦЕНКИ
Для глаз
6
Для ума
7
Для сердца
8
Предыдущая статьяКазнь. Рецензия
Следующая статья«Драка в блоке 99». Как снять умное правое кино и при чём тут Данте
Перманентно рефлексирующий графоман, эмпат-старовер со склонностью к эстетике прекрасного.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here