Год кино в России отметился не только громкими премьерами маститых режиссёров, но и чередой колоритных работ молодых дебютантов. Одной из них стала «Геля» Ксении Зуевой, и мы поговорили с командой проекта о текущих съемках полнометражной картины «Близкие», выяснили, как правильно подобраться к Чехову, а также попытались понять, что общего между психотерапией и съёмочным процессом.
– Ксения, это ваш первый полный метр, вы взялись за масштабный проект в совсем юном для режиссёра возрасте. Не боитесь критики?
Ксения Зуева (режиссёр): Критика будет всегда, чтобы ты ни делал, и ей всегда есть место. Я отношусь к этому спокойно.
– О чем фильм, и какому зрителю он будет интересен?
Ксения: Картина найдёт отражение в каждом, вне зависимости от пола и социального статуса.
В основу я ставлю сущность человека, его внутреннее становление и развитие через призму социального и духовного поиска.
Екатерина Михайлова (продюсер): Фильм про современных двадцатилетних молодых людей, чьи неосмысленные поступки зачастую приводят к трагическим последствиям. Но это и история о большом добре, о надежде и пресловутом свете в конце тоннеля.
– Как долго вынашивали идею сценария?
Ксения: На третьем курсе «Щуки» мы ставили спектакль «Три сестры» и преподаватель попросил нас написать первую главу произведения. Таким образом мы приобщались к Чехову. Позже я перебирала свои старые работы и решила шире развернуть социальную тему.
– Перед началом нашего интервью Елена Чекмазова и Андрей Стоянов несколько раз отыгрывали эпизод, и я еле удержалась, чтобы не разрыдаться в поддержку героини Елены. По какому принципу подбираете актёров и насколько важна крепкая творческая связь между всеми участниками съёмочного процесса?
Ксения: Когда я пишу сценарий, то пропускаю через себя всю историю, собираю по крупице внутренний мир своего героя, прорабатываю каждую характерную деталь. В этот момент в голове и возникает образ, прочно связанный с определённым человеком, приходит понимание того, кто конкретно сможет передать нужные интонации и всю глубину роли.
Екатерина: У нас в этом плане так называемый dream casting, то есть в проекте именно те актёры, которых мы изначально хотели видеть на съёмочной площадке. Все на своих местах. Фактура стратегически – важна, но без таланта не обошлось.
– Из чего складывается операторская работа? Какие-то новые приёмы задействовали?
Ксения: Складывается из крепкого творческого тандема и тотального взаимопонимания. «Близкие» – это второй фильм, над которым мы работаем вместе с Михаилом Вихровым. Это тот человек, который понимает меня с полуслова, мне очень важно мнение Миши как серьёзного художника и друга. Картину мы снимаем в формате псевдодокументалистики, в режиссуре этот жанр называется мокьюментари.
– Фильм глубоко социальный, с психологическими переплетениями, духовными исканиями героев. Как протекает работа на съёмочной площадке? Нет ощущения сильной перегруженности такой средой?
Михаил Вихров (оператор-постановщик): Вся съёмочная группа очень тонко чувствует друг друга, мы как-будто находимся в одном информационном поле и тонко резонируем все идеи Ксюши.
Ксения: Мне съёмочный процесс напоминает метод расстановок психотерапевта Берта Хеллингера. В процессе каждая сцена раскрывается настолько неожиданно и многогранно, что некоторые вещи становятся настоящим откровением, эмоции внутри эмоций, размытие границ, появление новых характерных особенностей героев.
Михаил: Процесс для нас гораздо важнее результата, именно в этом и есть вся суть настоящего, глубокого, умного творчества.
Процесс для нас гораздо важнее результата, именно в этом и есть вся суть настоящего, глубокого, умного творчества.
– Какова дальнейшая судьба фильма?
Екатерина: Для меня, как для продюсера, «Близкие» – это, в первую очередь, хорошая резонансная история, поэтому в планах заявить картину на всех крупных европейских фестивалях (Канны, Берлин). В России фильм выйдет ограниченным прокатом, и это правильно, так как нам важно найти именно своего думающего зрителя.
– Когда планируется выход картины?
Ксения: В начале 2017 года. В любом случае, над новогодним желанием думать всем нам особо долго не придётся.