Люди Икс

Если вы хотите знать, кто виноват в нынешнем засилье супергероев на киноэкране, то этого человека зовут Скотт Нимерфро. Именно он предложил продюсеру Лорен Шулер Доннер снять фильм о Людях Икс. Она знала, что такие комиксы существуют, но никогда не читала. Он дал ей пару штук и рассказал о происхождении основных героев. Впоследствии от нечего делать ей взбрело почитать эти истории. Первым ей попался сюжет про Росомаху, который ей показался психологически сложным героем, и её захватила прочитанная история. Изучив других героев, она позвонила Скотту и сказала: «Разумеется, мы сделаем этот фильм».

Впрочем, они не были первыми, кто хотел экранизировать творение Стэна Ли и Джека Кирби. Как вспоминает сам Стэн Ли, многие хотели сделать по его работе фильм, но ни у кого не было хорошего сценария или хотя бы подхода. И лишь запущенный на студии «20-й век Фокс» проект под предводительством Лорен Шулер Доннер смог его убедить, что из всего этого может выйти толк. Также его надежду подогревало уважение к человеку, выбранному на пост режиссёра, – Брайану Сингеру.

Сингер был большим поклонником научной фантастики, но практически не интересовался графическими историями, и его первой реакцией было: «Комиксы? Даже не знаю». Однако потом он изучил материал и заинтересовался проектом. Проявил интерес к «Людям Икс» и другой продюсер – Том ДеСанто, – который уже работал с Сингером над «Способным учеником». 9 декабря 1996 года в журнале Variety появилась новость: «Сингер назначен режиссёром фильма от Fox “Люди”». Редакции было настолько всё равно, что они не удосужились правильно написать название фильма.

Люди Икс

Заступившему на пост режиссёра Сингеру досталось множество набросков и сценариев, накопившихся за годы, когда продюсеры колебались между несколькими кинематографистами. Большинство из этих работ он решил не читать и вместе с ДеСанто написал трактовку фильма с чистого листа, которая позже была развита несколькими сценаристами. В их числе были Джосс Уидон и Кристофер МакКуорри, но в титрах остался только Дэйвид Хэйтер.

Одним из главных вдохновителей Сингера стал анимационный сериал по Людям Икс, выходивший с 1992-го по 1997 годы. Режиссёр смотрел по 3-4 серии за ночь и сильно расстроился, когда все 76 уже были отсмотрены. Также он неоднократно консультировался со Стэном Ли, обсуждая с ним внутреннюю подоплёку фильма, чувства и эмоции героев, оставив экшен на второй план.

Изначально премьера «Людей Икс» была запланирована на Рождество 2000 года, но после её перенесли на лето. Узнав об этом, Сингер обрадовался – всё-таки работа предстояла нелёгкая, и дополнительные шесть месяцев не помешали бы. Однако оказалось, что студия перенесла её не на следующее лето, а оставила в том же, 2000-м году. И это стало одним из сотни препятствий, что ожидали съёмочную группу.

Люди Икс

Множество известных и не очень актёров рассматривалось на роль Росомахи; уже был сделан рисунок, как Мэл Гибсон смотрелся бы со стальными когтями; но в итоге роль получил Дюгрей Скотт. В то же время производство фильма «Миссия: невыполнима 2», где Скотт играл злодея, испытывал определённые трудности, из-за которых он был нужен на съёмочной площадке того фильма. Лорен Шулер Доннер приняла непростое решение, уволив Дюгрея тогда, когда фильм снимался уже полтора месяца. На место Скотта она позвала Хью Джекмана, чьи пробы ей тогда понравились, но недостаточно впечатлили режиссёра. Австралийский актёр никогда не играл в американском кино, у него была недостаточная для роли физическая форма (что можно заметить в определённых сценах) и его первый съёмочный день сорвался из-за того, что парикмахеры не смогли сделать ему нужную прическу.

Впрочем, эти проблемы не так сильно заметны благодаря сцене реслинга, когда мы впервые видим этого героя. Сцена была написана на рождественских каникулах, когда две трети фильма уже были сняты. На студийном совещании Сингер сказал, что за неимением достаточно хорошего начала, нужна сцена, как в «В поисках утраченного ковчега», где впервые показывают Мэрион, перепивающую мужика в своём баре, или как в «Бойцовском клубе», но более структурированная.

Люди Икс

Бюджет фильма составил 75 миллионов долларов, что и по тем временам для летнего блокбастера было не так уж много. Для сравнения: выходившие тем же летом «Патриот» стоил 110 миллионов, «Миссия: невыполнима 2» – 125, а «Идеальный шторм» – 140.

Были опасения, что Брайан Сингер не справится с таким большим фильмом, ведь раньше у него не было подобного опыта. До этого он побывал на съёмочных площадках «Титаника» и «Звёздных войн: Эпизода I» и, по собственному признанию, довольно быстро учился тому, как снимать фильм с ориентиром на компьютерную графику. Стоит отметить, что везде, где можно было использовать практические эффекты – их использовали. Крыша на вокзале обрушивалась по-настоящему, а машины, которые Магнито перестал контролировать своей силой, падали на самом деле.

Для того чтобы загримироваться под мутанта Мистик, Ребекке Ромейн приходилось приходить на работу в 1-3 часа ночи и ждать, пока четыре гримёрши покроют две трети её тела сотней накладок и покрасят в синий пульверизатором. В среднем процесс занимал 7-8 часов. Также ей приходилось надевать жёлтые линзы, из-за которых её зрение заметно ухудшалось. Во время съёмок сцены в самолёте она попросила нарисовать ей нужные глаза на компьютере. И хотя это было дороже, иначе она не смогла бы схватить сенатора ногой за шею.

Люди Икс

То же самое можно сказать про когти Росомахи. В паре сцен использовались протезы рук, из которых когти выходили с помощью гидравлики; также использовалось множество накладных когтей из самых разных материалов – дерева, пластмассы, металла и так далее. Но каждый раз, когда они кого-то режут, будьте уверены, за них отвечала команда мастера по спецэффектам Майка Финка, чью работу трудно увидеть. Порой можно посетовать на малоубедительную воду, но для людей его профессии анимация жидкости до сих пор является ночным кошмаром, поэтому для тех времён за те деньги результат вышел достойным.

Пожалуй, сцена, за которую фильм попал в историю кино и супергероических произведений в частности – это насильная разлука юного Магнито с родителями в Польше в 1944 году. Она снималась в течение двух дней в сплошной грязи и слякоти при участии 300 статистов… возле старой пивоварни в Торонто. В этом городе было снято абсолютное большинство сцен.

Последние дни съёмок проходили на Малибу в мае 2000 года, и к июлю фильм уже должен был быть готов к мировой премьере. Так что нетрудно догадаться, почему Брайан Сингер говорит, что он «орал, истерил и вообще страшно переживал» в монтажной. Позже эта комната стала офисом Дэйвида Шора – создателя «Доктора Хауса» – и когда Сингер приходил к нему, то говорил: «Я знаю эту комнату! Из неё надо изгнать демонов!».

Люди Икс

И Шулер Доннер, и Сингер думали, что после этого фильма они больше не найдут работу в Голливуде – настолько они опасались провала в прокате. Вопреки их мыслям фильм был успешен – даже если добавить к бюджету потраченные на маркетинг 22,7 миллиона долларов, итоговые сборы, самую малость не дотянувшие до 300-миллионой отметки, вполне окупили затраты.

Когда журналист из Empire назвал Брайана Сингера крёстным отцом комиксных экранизаций, тот отмахнулся, назвав таковым Ричарда Доннера, режиссёра «Супермена». Разница в выходе фильмов составляет 22 года, между которыми бума супергероики на больших экранах не произошло. Кроме очевидной детали, что к началу XXI века технологии стали достаточно развитыми, чтобы воплотить в жизнь рисунки супергероических комиксов, стоит отметить ещё одну деталь: Люди Икс не были такими популярными, как Бэтмен и Супермен, но при этом корни происхождения фильма едва ли можно было игнорировать, как в случае с, например, «Блэйдом». Успех именно этого фильма заставил студии бороться за права на тех или иных героев комиксов, и последствия мы видим до сих пор. Ещё 15 лет назад казалось невозможным, что в прокат будет выходить несколько высокобюджетных лент о супергероях в год. Подход режиссёра к экранизируемому материалу без какой-либо китчевости оправдал себя и задал тенденции на годы вперёд.

Сиквел не был таким же сильным испытанием для Сингера. Вспоминая о первом фильме во время съёмок второго, он называл его трейлером для «Людей Икс 2», прологом будущей саги. И всем бы такие трейлеры.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here