Через тернии к звёздам

Недалёкое будущее. Земля на грани вымирания. Ресурсы для жизни практически исчерпаны. Для того чтобы выжить людям нужен новый дом. Бывший пилот и инженер НАСА Купер (Мэттью МакКонахи), которому пришлось перепрофилироваться в фермеры, ведёт тихую жизнь вместе с 10-летней дочерью Мёрфи (Маккензи Фой) и 15-летним сыном Томом (Тимоти Шаламе).

Но именно Куперу предстоит стать одним из членов экипажа, отправляющегося на поиски планеты, пригодной для жизни человека. Расставание с семьёй может оказаться тяжёлым. Но что важнее в контексте надвигающегося конца света: личное – пусть и недолгое – счастье или судьба всего человечества?

Фильм Кристофера Нолана ещё до своего выхода успел стал большим событием в мире кинематографа. Это и неудивительно, учитывая успехи предыдущих работ режиссёра: «Тёмного рыцаря», «Начала», «Престижа». Получив от фанатов неофициальное звание короля современного интеллектуального блокбастера, Нолан рисковал со своим новым, крайне амбициозным проектом. Ведь, как известно, ожидания порождают итоговые суждения. А в случае с «Интерстелларом» чаяния и надежды на фильм были чрезвычайно велики.

Вряд ли стоит говорить о фильме, как о новом слове в жанре. Во многом полотно Кристофера Нолана суммирует и обобщает всё то значительное, что уже было в космоопере до него. Неприкрытые реверансы в сторону «Космической одиссеи» Кубрика или «Инопланетянина» и «Близких контактов третьей степени» Спилберга лишь подтверждают гипотезу. Однако, рассматривая фильм лишь как изящный оммаж великим лентам прошлого столетия, мы рискуем упустить сермяжную истину.

Неспешно начинаясь, картина знакомит нас с героем МакКонахи (на котором роль фермера и отца сидит как влитая), его тестем, а также сыном и дочерью. Взаимоотношения Купера с ними на фоне надвигающегося конца света закладывают первый камень в фундамент будущего строения Нолана. Строение впоследствии разрастётся едва ли не до Вавилонской башни и, безусловно, будет разрушено, но лишь затем, чтобы на его месте мы смогли увидеть неприкрытую красоту человеческой души и девственно-чистой природы.

Довольно скоро виды умирающей Земли сменятся красотами бесконечно-прекрасного космоса: божественно-величественного, но пугающе-чужого. Стоит заметить, что картина Нолана намного ближе к метафизическому толкованию мира, чем религиозному. Но, несмотря на такую режиссёрскую трактовку бытия, фильм преисполнен веры во всемогущество «высших сил», провидение судьбы. Как осмысление глобального происходит через понимание малого, частного, так и раскрытие образов персонажей – через бескрайние космические пространства, где человек – всего лишь микроскопическая точка в пучине бесконечности, ничто.

Было бы неправильно говорить о том, что МакКонахи или, скажем, Энн Хэтэуэй исполнили в «Интерстелларе» одни из лучших своих ролей. Голливудские актёры достоверно изобразили своих персонажей, сумев передать настроение ленты, идеально вписавшись в общую историю. Хотя, МакКонахи, как главному герою, конечно же, достаётся больше зрительского внимания. Но если кого и стоит выделить, так это Маккензи Фой. Юная актриса очень точно сумела передать эмоции своей героини.

Очень непривычно звучит в новой картине Нолана Ханс Циммер. Музыка без малого гениальна: холодная, пульсирующая, ошеломляющая, словно давящая ледяными тисками безжизненного космического пространства, но преисполненная тоски по дому, доброй грусти и светлой надежды.

Эмоционально выверенное, но не лишённое души, кино трансформирует чувства в формулы, преобразуя гамму человеческих переживаний в строгие физические расчёты. Но делает это лишь затем, чтобы ближе к финалу преобразоваться, сокрушив собственные наработки. Купер осознаёт истинный смысл своего путешествия, понимая, чего именно ему не хватало на Земле, и какую цену он готов за это заплатить. Ведь, пожалуй, нет во Вселенной более сильного чувства, чем человеческая любовь.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here