На первый взгляд «Мой мальчик» вызывает опасения. Что хорошего можно было ждать от режиссёров «Американского пирога» Криса и Пола Вайцев? От одиннадцати продюсеров? От четырёх сценаристов? Но в итоге эта семейная мелодрама, которая, казалось, была обречена стать разрозненной работой, в своё время приятно удивила любителей кино. В чём же секрет картины, которой исполнилось вот уже 15 лет?

«Нет человека, который был бы как остров, сам по себе…», – сказал когда-то английский поэт Джон Донн. Но 38-летний Уилл Фриман (Хью Грант), смотря телевикторину, приписывает это высказывание рок-музыканту Джону Бон Джови. Цитата становится своего рода эпиграфом фильма и жизни главного героя: Уилл олицетворяет себя с островом Ибицей и стремится лишь к бессмысленному дрейфу по волнам жизни. Он считает себя очень успешным, живя на проценты, получаемые от использования популярной рождественской песни его отца, не имеет привязанностей, целей и стремлений. Он не желает работать. К тому же в его личной жизни тоже нет постоянства: он обходится временными связями с матерями-одиночками.

Параллельно нас знакомят с 12-летним Маркусом (Николас Холт) и его полубезумной матерью-хиппи Фионой (Тони Коллетт), которая, работая музыкальным терапевтом, сама пребывает в постоянной депрессии и периодически пытается покончить с собой. Обе линии сливаются в одну, когда Уилл, «подцепив» на встрече родителей-одиночек Сюзи (Виктория Смёрфит), идёт гулять в парк с ней, её ребёнком и Маркусом, с которым её попросила провести время Фиона.

Сначала Маркус и Уилл не испытывают друг к другу симпатии. Уилл считает мальчика странным: у него старомодная причёска и несоответствующая для европейского подростка одежда. Маркус же сразу раскусывает, что Уилл – лживый и скучный человек. Но так как мальчик желает помочь маме стать счастливой, он начинает пытаться свести её с Уиллом. Это единственный взрослый мужчина, которого он знает, к тому же Маркус считает, что мама сделает Уилла лучше, а он, в свою очередь, сможет добавить смысла её жизни.

Его попытки терпят фиаско, но в этом эксперименте есть положительная сторона: Маркус и Уилл становятся лучшими друзьями. «Взрослый мальчишка» Уилл становится родственной душой для мальчика; вместе они находятся примерно на одной ступени развития. Они впервые постигают все лучшие человеческие чувства – дружбу, привязанность, заботу и даже любовь. Они вместе ходят по магазинам, смотрят телевизор, а потом даже впервые влюбляются – Уилл в красавицу Рэйчел (Рэйчел Вайс), а Маркус – в девочку-неформалку Элли (Наталия Тена) из его школы.

Перемены в личной жизни героев, наконец, вносят движение в сюжет, который либо топтался на месте, либо развивался очень неторопливо. С появлением Рэйчел в фильме начинает развиваться любовная линия, направленная на кардинальную духовную трансформацию Уилла. Он больше не хочет быть одиноким островом, стремится наполнить себя и свою жизнь чем-то интересным, чем-то важным для того, чтобы понравиться творческой и умной Рэйчел. Наконец, он признаётся себе, что вся его жизнь была пустой и одинокой, а не чётко распланированной, как он себя убеждал.

Приёмы, которые используют создатели для такой трансформации – это избитые клише, основанные на нравоучительности, но учитывая то, как тонко и изящно обыгрываются традиционные для семейных мелодрам ситуации, от экрана невозможно оторваться.

Хью Грант, изображающий великовозрастного мальчишку, с внимательным видом выслушивает любовные советы подростка, над которым издеваются в школе. Рэйчел Вайс здесь – самодостаточная взрослая женщина, мать-одиночка, которой знаком вкус разочарований и неудач, вдруг произносит монолог о честности и духовной наполненности с наивностью девчонки. Однако актёры не выглядят глупо в своих немного странных для своего возраста амплуа. Скорее, наоборот, детская непосредственность их героев производит эффект «душевного бальзама» и заставляет вспомнить, что каждый из нас всё же остаётся ребёнком в душе, и прийти к умозаключению, связанному с эпиграфом фильма: человек действительно не может быть островом.

Говоря о «Моём мальчике», сложно обойти стороной ещё одного ведущего персонажа – музыку. На протяжении всей ленты мы слышим песни, написанные британским композитором и певцом Дэймоном Гофом, больше известным под именем Badly Drawn Boy. Для фильма он записал 16 композиций, которые настолько идеально вписываются в общую атмосферу картины, что если вычеркнуть из неё музыку, получится драма о несчастных, потерявшихся в жизни людях, а не о наивных «взрослых детях». Очередность песен выстроена таким образом, что каждая музыкальная тема становится комментатором событий, происходящих на экране. Это отражено не только в самих мелодиях, но и в текстах, содержание которых отражает невысказанные вслух мысли и чувства героев.

«Мой мальчик» – удивительно добрая и атмосферная семейная мелодрама, в которой, несмотря на бывшие работы режиссёров и ворох продюсеров и сценаристов, нет ни грамма пошлости и сумбура. Талантливая игра актёров, английский юмор, позволяющий со смехом и иронией взглянуть на довольно серьёзные жизненные ситуации, и достойное музыкальное сопровождение. Что ещё нужно для хорошего фильма?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here