Рим, открытый_город
Рим, открытый_город

Кино, как синтетический вид искусства, переплавляя в своём горне элементы театра, литературы, музыки и изобразительного искусства, черпая смыслы из реальной жизни, создаёт неповторимый отражённый или полностью вымышленный мир, который в свою очередь становится частью нашей действительности. В кинематографических образах накапливаются и проявляются разнообразные проблемы эпохи, осуществляется преемственность знаний человека о мире и о самом себе. Кроме того, каждый образ тянет за собой шлейф вопросов в соответствующих сферах человеческой жизнедеятельности – и в этом ключе образ священника особенно интересен.

Библия называет Иисуса Христа первым священником (1). Но если Христос «единственный истинный Священник» (2), образ совершенного божества, то священнослужитель (как и любой другой человек) не является идеалом изначально, но должен стремиться к нему. В тоже время священник, как представитель Христа на земле несёт ответственность не только за себя, но и за других людей. Кроме сохранения и отправления традиционных религиозных обрядов, главной его задачей является «спасение душ», то есть искренняя помощь людям. Таким образом, если на экране или в книге в качестве главного героя появляется священник, то это означает, что речь пойдёт в любом случае (в трагическом или комическом ключе) о вопросах серьёзных: о добре и зле, о нравственности, справедливости, культуре, морали и долге.

Для того чтобы ответить на вопросы как менялся кинематографический образ священника с течением времени, какие явления и события оказывали на него влияние, востребован ли этот образ в современном кино и будет ли актуален в будущем, необходимо проследить эволюцию образа за весь период его существования на экране, учитывая общие исторические и кинематографические тенденции.

Бесспорно, в современном обществе фигура священника продолжает вызывать большой интерес. Так, в конце мая 2010 года в Ватикане открылась фотовыставка, посвящённая образам священников в кино. На открытии выставки кардинал Анджело Баньяско привёл примеры ярких образов священников в итальянском и мировом киноискусстве, отметив при этом фильмы «Рим – открытый город» Роберто Росселини и «Дневник сельского священника» Робера Брессона. В России в рамках Московского фестиваля «Книги России» (25-28 июня 2015 г.) состоялся круглый стол «Образ священника в современной литературе», участники которого делились мнениями о том, каким должен быть образ современного пастыря в художественном воплощении.

Хотелось бы сразу оговориться, что речь пойдёт о католических, англиканских и протестантских священнослужителях, ставших героями европейского и американского кино. Многие вопросы, вытекающие из данной темы, требуют отдельного исследования, поэтому мы ограничили анализ экранизаций литературных произведений и исключили некоторые группы фильмов. Например, биографические киноленты, повествующие о жизни выдающихся личностей, которые были священниками (Джордано Бруно, Антонио Вивальди, Мартин Лютер, Грегор Иоганн Мендель и другие), а также жизнеописания римских пап и святых (3). За рамками исследования остались также фильмы, в которых священник не является главным действующим лицом, и те кинокартины, анализ которых вызывает серьёзные трудности вследствие их редкости.

***

В период с 1909 по 1920 годы кино, по мнению известного французского киноведа Жоржа Садуля, вопреки капиталистам, стремившимся превратить его в опиум для народа, становится искусством, обладающим почти безграничными возможностями (4). За влияние над мировоззрением людей возникает соперничество между церковью и кинематографом. Образ священнослужителя в глазах церкви должен был воплощать праведность, чистоту и самое главное – воспитывать в зрителях уважительное отношение к религиозным традициям и институту церкви. Режиссёры, сценаристы и многие владельцы кинокомпаний смотрели на этот вопрос иначе. Но если в литературе и живописи клирики уже не раз подвергались критике и осуждению, то в кино на ранних этапах его развития ещё действовали цензурные запреты. Например, кодекс Хейса (5), о влиянии которого на кинематографический образ священника мы поговорим позже.

Ангелы с грязными лицами
Ангелы с грязными лицами

Пользуясь предоставленными возможностями кинематографа и обширностью аудитории, многие режиссёры обращались к образу священника для того, чтобы вскрывать пороки современного общества и пытались приблизиться к решению тех вечных вопросов, которые уже давно утвердились в искусстве. Первая мировая война подтолкнула эти поиски. Одним из таких режиссёров была американка Лоис Вебер, которая в 1915 году сняла фильм-аллегорию «Лицемеры». Священник в последнем отчаянном порыве пытается в проповеди о лицемерии донести до прихожан божественную истину, но никто его не слышит. В фильме переплетаются сюжет реальный и аллегорический, в котором все персонажи имеют своих «двойников». Священник превращается в монаха-аскета, художника. Он находит Истину и, воплотив её в скульптуре прекрасной обнажённой женщины, открывает её народу, но люди, шокированные наготой Истины, в злобе убивают творца. В своём зеркале Истина показывает монаху продажность политиков, лицемерие светского общества, грубый материализм любви, лживую скромность. Не в силах противостоять злу реального мира, монах уходит от людей, и ворота Истины за ним затворяются. В это же время жизнь покидает и священника. В фильме «Лицемеры» образ священника может показаться излишне пафосным, однако главное его содержание являет пример непреходящего сюжета, воплотившегося во многих произведениях искусства – трагедия человека, который ищет божественную Истину и, становясь её носителем, встречает равнодушие и жестокость мира людей.

Развитие идей психоанализа, новаторские течения в европейском театре, живописи и литературе, получившие распространение в 1920-е годы оказали влияние и на кинематограф. Наиболее выдающейся картиной, которая иллюстрировала бы эволюцию образа в этот период можно назвать фильм «Раковина и священник» (1928, реж. Жермен Дюлак). Эта картина не имеет явных логических связей, передача сюжета затруднена, и каждый волен понимать его по-своему. Но в то же время образ священника, несмотря на абсурдность происходящего, имеет яркие и вполне читаемые черты: робость, униженность, подавленные эмоции и желания. Священник, обитая в тёмном подвале, занимается бессмысленным действом: переливает какую-то жидкость из огромной морской раковины в стеклянные колбы, которые тут же разбивает. Ещё один персонаж, генерал, появление которого можно рассматривать как вторжение светской, мирской жизни в мерную подземную жизнь затворника, заставляет последнего выйти на свет, где тот встречает женщину, которая рождает в нём желания, для него запретные. В этом фильме образ святого отца, конечно, не несёт никакой социально-критической нагрузки, но именно он выбран, чтобы показать всю сложность человеческого сознания и подсознания, представить сложный процесс борьбы и узнавания самого себя, перехода накопленных переживаний в качественное изменение личности.

Лицемеры
Лицемеры

С появлением звука кино преобразилось, наступила пора расцвета Голливуда и новых жанров – мюзикла и вестерна. Стремление людей отвлечься от проблем своего времени (последствия Первой мировой войны, экономический кризис 1929-1939 годов) были подхвачены кинопромышленниками, кино Голливуда становилось всё более разнообразным и развлекательным. В 1930-м был принят кодекс кинопромышленности (кодекс Хейса), который запретил сцены насилия и жестокости в кино, предписывая кинематографистам пропагандировать высокие моральные принципы и национально-патриотические чувства. В кодексе, одним из авторов которого был иезуит Даниэл Лорд, было прописано: «Священнослужители, выступающие в качестве таковых, не должны выступать в качестве комических или отрицательных персонажей». Кодекс Хейса и организации, созданные в середине 1930-х, как, например, католический «Национальный союз за социальную справедливость» и протестантская религиозная организация «Защитники христианства», внесли значительный вклад в цензурные ограничения и оказали большое влияние на киноиндустрию. В том числе их деятельность непосредственным образом сказалась на отражении образа священника в кино в 1930-е и последующие годы.

Примером тому могут служить фильмы «Город мальчиков» (реж. Норман Торог) и «Ангелы с грязными лицами» (реж. Майкл Кёртиц), вышедшие на экраны в 1938 году. В обеих картинах персонажи-священники оказались довольно похожими. В «Городе мальчиков» рассказывается реальная история отца Эдварда Дж. Флэнэгана, который решил организовать в штате Небраска приют для обездоленных и трудных подростков. Священник Джером Коннолли («Ангелы с грязными лицами»), человек честный, попадает в непростую ситуацию, в которой замешан его друг Рокки, гангстер, недавно вышедший из тюрьмы. Оба священника – морально безупречные и волевые люди, идеальные пастыри, но именно безукоризненность этих героев порождает искусственность их образов.

Город мальчиков
Город мальчиков

Ангажированной назидательности во многом удалось избежать создателям фильмов «Иди своим путём» (1944) и «Колокола Святой Марии» (1945), в которых популярный актёр и певец Бинг Кросби сумел создать образ доброго и обаятельного священника. Несмотря на признание зрителей и завоёванные награды, фильмы были осуждены известным киноведом и аббатом Амедеем Эйфром, который увидел в них лишь легковесную прагматическую религиозность (6). Но создатели фильма и не стремились к решению серьёзных богословских проблем, так как в годы Второй мировой войны кино призвано было дарить, прежде всего, отвлечение и утешение. «Отец Чак почти никогда не спорит,пишет Валерия Ефанова, – Он не гневается, не обличает и не корит. Но при этом, в итоге, он добьётся своего только потому, что своего не ищет, а следует пути и призванию». В каком то смысле, несмотря на свою простоту, образ отца О’Мэлли является образом идеальным, но и односторонним, так как трудно поверить в то, что в сердце и душе этого оптимистичного пастыря никогда не поселялись грусть или отчаяние, ведь даже добрый человек встречает на своём пути злых людей, которых, по заповеди божьей должен любить и прощать.

В 1940-е увидели свет ещё несколько фильмов, которые нельзя не упомянуть. Это «Ключи от царства небесного» (1944, реж. Джон М. Стал) по одноимённому роману Арчибальда Кронина, «Рим – открытый город», «Беглец» (1947, реж. Джон Форд) по роману Грэма Грина «Сила и слава», «Жена епископа» (1947, реж. Генри Костер). Во всех перечисленных картинах священники предстают порядочными людьми, верными долгу священнослужителями.

После Второй мировой войны основной тенденцией в кино стал реализм, а 1950-е годы можно назвать временем расцвета мирового кинематографа. Именно в эту эпоху появляется фильм, герой которого занимает особое место в галерее образов духовных пастырей, воплощённых на экране. Это – «Дневник сельского священника» французского режиссёра Робера Брессона, экранизация одноимённого романа Жоржа Бернаноса.

Дневник сельского священника
Дневник сельского священника

Слабый, больной кюре не находит в своём новом приходе поддержки среди прихожан, далёких от христианских добродетелей. Смертельная болезнь, лишающая сил, бедность, угнетённость, постоянные внутренние поиски и чужая боль, воспринимаемая как своя, не ожесточают молодого кюре и не лишают его веры, хотя беспросветность и тьма окружают его со всех сторон. Новый образ отвечал духу времени и был реальнее прежних, во многом патетических. В своей книге, посвящённой взаимоотношениям кино и религии, Кирилл Эмильевич Разлогов упоминает о том, что фильм сразу же породил волну откликов кинокритиков и яростные споры в стане церковнослужителей. Так, один из теологов усмотрел в фильме «не священное, а гнусность мирской жизни, не святость, а кризис и невроз, недостойные того, чтобы их поддерживала церковь» (7). Рекомендация французского католического киноцентра была довольно сурова: «только для взрослых с оговорками».

Интересно, что официальная оценка этой картины католической церковью менялась с течением времени. Так, на фотовыставке в Ватикане в 2010 году, посвящённой кинематографическим образам священнослужителей, кардинал Анджело Баньяско так характеризовал образ главного героя: «Брессон показывает нам моменты его жизни, как этапы Креста: отказ со стороны сообщества верующих, падение в грязь после того, как чёрствый хлеб и подогретое вино стали единственной возможной пищей для него, больного раком, всё это становится иконой, в которой вырисовывается образ Христа». Известный французский киновед Андре Базен признал фильм исключительной удачей режиссёра: «Вероятно, впервые кинематограф предлагает нашему вниманию фильм, в котором единственные реальные события и ощутимые действия исходят из внутренней жизни человека; более того, кинематограф предлагает нам новую драматургию, специфически религиозную, даже теологическую: это феноменология спасения души и святой благодати» (8). Трудно не согласиться с этими словами. В экранизации Брессона поражает то, что представления, возникающие во время чтения книги Бернаноса и образы, созданные в фильме, настолько идентичны, что можно сказать: роман получил наиболее точную, приближённую к оригиналу экранизацию и в тоже время является самостоятельным шедевром. Молодой сельский священник из Амбрикура, воплощённый на экране актёром Клодом Лейдю, стал одним из самых живых и совершенных кинематографических образов священника за всё время развития киноискусства.

Иди своим путём
Иди своим путём

В 1950-е к образу священника обращались также Альфред Хичкок, Луис Бунюэль и другие режиссёры (9). В 1954 году появляется один из первых фильмов о патере Брауне (10), священнике-детективе, герое знаменитых рассказов Гилберта Кита Честертона. Трудно согласиться с мнением Галины Чудиновой, которая считает, что определяющим в образе отца Брауна являются его наклонности детектива-любителя и потому его обязанности как священника отступают на второй план. На наш взгляд, детективные сюжеты рассказов Честертона довольно просты и подчас даже наивны, чтобы быть определяющими в этом смысле. Они скорее похожи на притчи, в которых и раскрывается в полной мере мудрость, гуманность отца Брауна как священника.

Бурные шестидесятые привнесли в кино накал политической и общественной борьбы. При этом режиссёры и сценаристы не потеряли интереса к образу священника, стараясь через него выразить своё видение исторических событий и отношение к социальным и духовным проблемам (11). Можно сказать, что лучшие фильмы этого периода продолжают традицию знаменитого фильма Робера Брессона. Это картины режиссёра Жан-Пьера Мельвиля «Леон Морен, священник» (1961) по роману Беатрис Бек и «Причастие» (1962) Ингмара Бергмана.

В центре сюжета фильма Мельвиля – взаимоотношения молодой женщины и священника, которые разворачиваются в годы Второй мировой войны в маленьком французском городке, оккупированном немцами. В ходе долгих бесед о вере и боге, Барни сильно привязывается к священнику. Леон Морен – абсолютно новый образ, который несёт в себе черты молодого поколения 1960-х: антикапиталистические и антидогматические позиции, отрицание материальных ценностей, стремление к разносторонним знаниям, энтузиазм. Молодой кюре читает не только библию, у него широкой философский взгляд, но при этом он не погружен в меланхолию; он убеждён в силе веры и в тоже время ему нравится говорить и спорить о ней с Барни. Этот священник уверен в себе и в своих ценностях и знает, как донести их до других людей. В некоторых эпизодах фильма проскальзывает жёсткость, раздражительность и одиночество отца Морена, что, впрочем, не отталкивает, а наоборот делает образ священника живым, точным, характерным.

Леон Морен, священник
Леон Морен, священник

Абсолютно другая атмосфера в фильме Бергмана «Причастие». Для Томаса Эрикссона, протестантского священника, наступил ад на земле: он больше не слышит бога и не любит людей. Бергман пишет о своём герое так: «Пастор умирает эмоционально. Он существует по ту сторону любви, в сущности, по ту сторону всех человеческих отношений. Его ад – потому что он действительно живет в аду – заключается в том, что он сознаёт свое положение». После смерти жены он теряет смысл жизни и убеждённость в собственном призвании. Пастор уходит в такое жуткое уныние, что это угнетает не только его самого, но и приносит несчастие окружающим людям. Страшное, безвыходное отчаяние полностью скрывает от него реальную жизнь. Бог молчит. Но в самом конце фильма режиссёр всё же даёт главному герою возможность для возрождения. Слова Ингмара Бергмана «Ты обязан, невзирая ни на что, совершить своё богослужение» верны не только для священника, но и для каждого человека. В образе пастора Эрикссона скрыт главный императив для любого духовного пастыря – без любви к людям не может быть любви к Богу.

 

1 Евр. 5: 8-10.
2 Св. Фома Аквинский, На Послание к Евреям 7, 4.
3 См. например: «Джордано Бруно» (1973, реж. Д. Монтальдо), «Франциск» (1989, реж. Л. Кавани), «Лютер» (2003, реж. Э. Тилль), «Кароль. Человек, ставший Папой Римским» (2005, реж. Д. Баттиато), «Вивальди, рыжий священник» (2009, реж. Л. Марабини), «Божий садовник» (2010, реж. Л. Марабини) и др.
4 Садуль Ж. Всеобщая история кино. Т. 2. Кино становится искусством. 1909-1914. М.: Государственное изд-во «Искусство».
5 Этический кодекс производства звуковых и немых фильмов, принятый в марте 1930 г. Ассоциацией производителей кинофильмов и Ассоциацией производителей и прокатчиков кинофильмов. Упразднен в 1967 г. Кодекс назван по имени политика-республиканца У. Х. Хейса, возглавлявшего Ассоциацию в 1922-1945 гг.
6 Разлогов К. Э. Боги и дьяволы в зеркале экрана: Кино в западной религиозной пропаганде. М., 1982. С. 71.
7 Разлогов К. Э. Боги и дьяволы в зеркале экрана: Кино в западной религиозной пропаганде. М., 1982. С. 192.
8 Базен. А. «Дневник сельского священника» и стилистика Робера Брессона // Киноведческие записки. 1993. №17. С. 87.
9 См. например: «Бог нуждается в людях» (1950, реж. Ж. Деланнуа), «Я был священником округа» (1953, реж. Р. Хиль), «Я исповедуюсь» (1953, реж. А. Хичкок), «Левая рука Бога» (1955, реж. Э. Дмитрик), «Священник из Ударбо» (1957, реж. К. Фант), «Назарин» (1959, реж. Л. Бунюэль, по роману Б. П. Гальдоса).
10 «Отец Браун» (1954, реж. Р. Хеймер); «Пагубная страсть» (1962, реж. А. фон Амбессер); «Рассказы о патере Брауне» (1974, сериал); «Отец Браун» (2013, сериал).
11 См. например: «Ангел в красном» (1960, реж. Н. Джонсон), «Мать Иоанна от ангелов» (1960, реж. Е. Кавалерович, по одноименному роману Я. Ивашкевича), «Дон Камилло, монсеньор» (1961, реж. К. Галлоне), «Певец без песни» (1961, реж. Р.У. Бейкер), «Священник для преступников» (1961, реж.И. Кершнер), «Сатана никогда не спит» (1962, реж. Л. МакКери), «Кардинал» (1963, реж. О. Преминджер), «Ночь игуаны» (1964, реж. Д.Хьюстон, по одноименной пьесе Т. Уильямса), «Башмаки рыбака» (1968, реж. М. Андерсон, по одноименному роману М. Уэста).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here