В восьмилетнем возрасте Брюс Уэйн – сын миллиардеров-филантропов – становится свидетелем убийства своих родителей. Повзрослев и разочаровавшись в родном городе Готэме, мужчина отправляется в путешествие по миру в надежде обрести новые жизненные стимулы. Вернувшись домой, Брюс понимает необходимость перемен в насквозь коррумпированном городе, где понятия о чести и справедливости стали почти забыты. Надев маску, Уэйн решает бороться с преступностью в одиночку. Так рождается легенда нового героя – Бэтмена.
После неудачных попыток Джоэла Шумахера («Бэтмен навсегда», «Бэтмен и Робин») развить образ Тёмного рыцаря на большом экране, в январе 2003 года стало известно, что для перезагрузки популярной франшизы студией Warner Bros. был нанят Кристофер Нолан. Новый фильм о мстителе в маске было решено снимать в тёмных тонах, сместив акценты в сторону реализма в противовес причудливо-фэнтезийному Готэму Тима Бертона. Спустя два месяца – в марте 2003-го – проект получил своего сценариста. Им стал Дэйвид С. Гойер («Тёмный город», «Блэйд»). А в сентябре на ключевую роль был утверждён Кристиан Бэйл – первый неамериканец, примеривший костюм Бэтмена.
Производственный процесс взял старт в Исландии в марте 2004 года. Специально для картины команда Нолана построила целую деревню, которая затем превратилась в фильме в одну из локаций близ храма Лиги теней. После этого съёмки переместились в Англию, где работа шла в павильонах и на открытом воздухе. В лечебницу Аркхем превратился Медицинский корпус исследований в Милл-Хилл, что на северо-западе Лондона.
В качестве источника вдохновения при работе над проектом Кристофер Нолан называет «Бегущего по лезвию» Ридли Скотта. По словам режиссёра «Помни», монументальный шедевр фантастики, снятый по роману Филипа Дика, помог ему при создании атмосферы Готэм-сити. В преддверии выхода «Бэтмена: Начала» в прокат Кристофер Нолан отметил, что его лента содержит элементы нео-нуара и в целом она очень мрачная, несмотря на прокатный рейтинг PG-13. При работе над полотном постановщик опирался на традиционные трюки и задействовал компьютерную графику по минимуму. Тем не менее, летучие мыши в фильме полностью цифровые.
Если в «Тёмном рыцаре» идеи и замыслы Нолана достигли своего апогея, то «Бэтмен: Начало» – первый шаг по направлению к серьёзному кино про супергероя из комиксов. Но шаг уверенный и очень важный. Картина содержит размышления о природе зла, рамках дозволенного, о любви и долге, преступлении и наказании. Да, фильм – не дань творениям гениев глубокомысленного авторского кино. Но глупо было бы ожидать этого от многомиллионного блокбастера о человеке в костюме летучей мыши. Однако Нолану удалось сотворить из знакомой многим истории кино, которое заставило по-новому взглянуть на жанр.
Ведь в сущности ребут Кристофера Нолана – это свежий взгляд на искомых персонажей, сошедших со страниц графических романов. Четыре года спустя вышли «Хранители» Зака Снайдера, но, в отличие от ленты Нолана, провалились в прокате, однако также завоевали симпатии критиков. Вместе фильмы стали симптомом новой волны в застоявшемся жанре. «Человек из стали» и анонсированные блокбастеры от DC – «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости», «Отряд самоубийц» – наглядное подтверждение разветвления жанра кинокомиксов на два противоположных сегмента: сугубо развлекательного семейного кино и более вдумчивого, реалистичного.
«Бэтмен: Начало» играет важную роль в кинотрилогии Нолана о Тёмном рыцаре, разъясняя мотивацию Бэтмена, его видение мира. Поэтому первая часть – это неспешный, размеренный фильм в сравнении с более энергичными вторым и третьим. Расставляя приоритеты, лента разгоняется лишь к середине. За наблюдением становления личности супергероического «я» Брюса Уэйна Нолан делает парафраз известного выражения: главный враг не только снаружи, но и почти всегда – внутри.
Не забывает режиссёр и об эволюции других персонажей. Детектив Гордон в исполнении блистательного Гэри Олдмана, Ра’с аль Гул (Лиам Нисон), Джонатан Крейн (Киллиан Мерфи), дворецкий Уэйнов Альфред Пенниуорт (Майкл Кейн) и Кармайн Фальконе (Том Уилкинсон) – все действующие лица получили необходимое время и достойное развитие. Лишь Рэйчел – персонаж Кэти Холмс (сериал «Бухта Доусона») – сиротливо выглядит на фоне прочих. Да и то преимущественно из-за блеклой игры самой актрисы.
Киллиан Мерфи был одним из кандидатов на роль Бэтмена, но в итоге её получил Кристиан Бэйл. Однако звезда «28 дней спустя» так впечатлил Нолана, что ему досталась один из ключевых образов – образ Пугала.
Соавтор сценария – Кристофер Нолан.
Изначально планировалось, что фильм Питофа «Женщина-кошка» (2004) будет связан с вселенной Бэтмена Нолана. Но позднее информация была официально опровергнута.
Одним из кандидатов на роль главного антагониста был Вигго Мортенсен («Властелин колец», «Опасный метод»).
Не всем пришёлся по вкусу новый взгляд на мир Бэтмена. Некоторые фанаты персонажа открыто высказывали претензии Нолану из-за чрезмерного пристрастия к реализму.
Сила творения Нолана – в абсолютной упорядоченности и гармоничности всех составляющих. Фильм не развлекает зрителя, но увлекает его. Лента может похвастать и отличной операторской работой Уолли Пфистера («Престиж», «Начало»), и превосходным музыкальным сопровождением авторства дуэта заслуженных композиторов Джеймса Ньютона Хауарда («Майкл Клейтон», «Кинг Конг») и Ханса Циммера («Король Лев», «Гладиатор») и отличными динамичными экшен-сценами, удачно вплетёнными в сюжетную канву. «Бэтмен: Начало» – лучшее, что могло случиться с популярным героем после провала в середине девяностых.
Никто Кэти Холмс насильно не менял на Джилленхол в Темном Рыцаре. Она сама отказалась ради какой-то проходной, как оказалось, постановочки (о чем впоследствии жалела). Читайте оригинальные статьи о фильмах и хорош отсебятину нести , Гусев и прочие.