Улица потрошителя

Танцующие покажутся сумасшедшими тем, кто не слышит их музыки…

1896 год. В Нью-Йорке объявляется серийный убийца, который с особой жестокостью расправляется с мальчиками-проститутками. Комиссар полиции Теодор Рузвельт (Брайан Джерати) привлекает к расследованию психоаналитика Ласло Крайцлера (Даниэль Брюль). Ему помогают газетный иллюстратор Джон Мур (Люк Эванс) и первая женщина в нью-йоркской полиции Сара Говард (Дакота Фэннинг).

«Алиенист» основан на одноимённом романе Калеба Карра, первом в трилогии о приключениях Ласло Крайцлера. Этот персонаж и есть тот самый алиенист – так в XIX веке именовали врачей, изучавших человеческую психику и присущие оной отклонения. Книга Карра увидела свет ещё в 1994 году, моментально стала бестселлером и попала на прицел киношников. Экранизировать её хотели сразу после выхода – первыми с покупкой прав подсуетились Paramount и продюсер Скотт Рудин. Однако проект в итоге так и не состоялся, и на экранах – уже на малых – роман оказался лишь спустя четверть века стараниями канала TNT. В числе создателей сериала оказалось немало громких имён: в ранге продюсеров и сценаристов к «Алиенисту» приложили руку Кэри Фукунага («Настоящий детектив»), Хуссейн Амини («Драйв», «МакМафия») и сам автор оригинального романа.

Однако сопоставляя масштаб привлечённых к проекту творческих сил с получившимся результатом, приходишь к неутешительному выводу: от такой команды зритель был вправе ожидать большего. Техническая сторона вопросов не вызывает. Трущобы и разного рода злачные места Нью-Йорка показаны убедительно, камера смакует истерзанные тела жертв, во всех натуралистических подробностях живописуя кровавые деяния маньяка. Визуально «Алиенист» очень напоминает «Больницу Никербокер», да и по исполнению не сильно ей уступает. Здесь также сделан акцент на новаторстве. Но если доктор Тэкери в блестящем исполнении Клайва Оуэна продвигал вперед хирургию, то инновации Крайцлера касаются сферы психики и душевных болезней. Заодно команда сыщиков задействует и ещё целый ряд доселе незнакомых криминалистике приёмов – например, впервые применяет дактилоскопию.

Беда в том, что сами персонажи при этом остаются картонными, шаблонными фигурами, а сюжет полон штампов. Главный герой – типичный гений-одиночка: плохо сходится с людьми, обладает отвратительным характером, вспыльчив по отношению ко всем, кто не в состоянии дотянуться до его интеллектуального уровня. В общем, очередная вариация на тему Шерлока/Хауса/Менталиста, только в декорациях Нью-Йорка конца позапрошлого века. И, разумеется, Крайцлер сам имеет определённые психологические проблемы, корни которых, само собой, кроются в детских травмах. Аналогичная история наблюдается с Муром, Сарой и, что логично, самим маньяком, которого они пытаются ловить в перерывах между душещипательными беседами. Психоаналитик с собственными «тараканами», занимающийся ловлей серийных убийц, – тоже отнюдь не находка. На эту тему уже высказались в «Ганнибале», где действовал профайлер ФБР Уилл Грэм, которого замечательно сыграл Хью Дэнси, и Крайцлеру-Брюлю до него, увы, далеко.

Отдельное внимание авторы сериала уделяют теме коррупции в нью-йоркской полиции, но и эту линию развивают чересчур прямолинейно, в лоб: есть бывший комиссар Бёрнс (Тед Левайн), есть «плохой полицейский» капитан Коннор (Дэвид Уилмот). Их полагается ненавидеть, ибо на пару они всячески мешают Крайцлеру и стопорят расследование. Причин две: во-первых, если маньяка поймает посторонний, тем более умник-учёный, это будет ударом по престижу полиции. Во-вторых, убийцей скорее всего является какой-нибудь богатенький извращенец из элитных влиятельных семейств, а такой скандал властям тем более ни к чему.

Вот и получается, что «Алиенист» выглядит этаким пазлом, собранным из кусочков, позаимствованных у других шоу. Наблюдать за расследованием – занятие небезынтересное, но не покидает ощущение, что всё это мы уже видели. Нью-Йорк рубежа веков прекрасно показан в «Никербокере». О полицейских буднях в «Большом яблоке» примерно того же периода есть любопытный и немного недооценённый публикой сериал «Легавый». Ну а всевозможных фильмов и телешоу на «маньячную» тему и вовсе пруд пруди. Парадоксально, но проект, одной из ключевых тем которого являются инновации, сам едва ли заслуживает таких эпитетов, как «свежий», «новаторский» или «нетривиальный».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here