19 января 2014 года на британском телеканале BBC стартовал приключенческий телесериал «Мушкетёры» (Musketeers), основанный на романе Александра Дюма-отца. Казалось бы, что ещё можно сделать из известной вдоль и поперёк истории, написанной Дюма в 19 веке и посвящённой приключениям д’Артаньяна и его друзей во Франции в период между 1625 и 1628 годами. Оказывается, много чего.
По многочисленным экранизациям «Трёх мушкетёров» вполне можно изучать историю мирового киноискусства (в том числе и с технологической точки зрения). Возьмём недавний приключенческий боевик Пола У. С. Андерсона «Мушкетёры» с Йовович, Вальцем и Блумом, который фактически дал жизнь новому киножанру под названием псевдостимпанк. Да и нашу постановку «Трёх мушкетёров» 2013 года по заказу Первого канала, получившуюся на редкость неудачной, но продемонстрировшую неувядающий интерес к теме. Вот и классический британский телеканал решил вдохнуть в знаменитую историю новую жизнь, выбрав руководителем проекта британского телесценариста и продюсера Адриана Ходженса, автора таких телешедевров как «Выжившие» и успешный во всех отношениях сериал «Портал юрского периода». Все эти проекты объединяет жанр – научно-фантастическая драма. Так что на особое следование первоисточнику Дюма надеяться не стоит.
Особенно это подтверждает тот факт, что после выхода пилотных серий «Мушкетёры» получили смешанные критические отзывы, которые, к чести создателей, по мере выхода последующих эпизодов и развития сюжета, становились всё более положительными. Например, «Digital spy» похвалил развитие персонажей, отметив, что «в этом существенном росте видится весёлая, авантюрная, хорошо написанная история». В противовес положительным отзывам английская ежедневная газета «Daily Mail» подвергла резкой критике «Мушкетёров», заявив, что, «даже если не относиться к сериалу слишком серьёзно, всё равно он настолько плох, что граничит с самопародией».
Действительно, в сериале присутствует много клише, заезженных штампов и надуманных интриг. Основной проблемой считается действие, растянутое на 10 эпизодов, и предсказуемость известного со школы сюжета. Тем не менее, защитники сериала считают, что основной плюс проекта заключается в интересной, необычной подаче знакомого материала, а именно – в детективной форме. Ведь нынешние «Мушкетёры» – это смесь приключенческого кино а-ля «Николя ле Флок» и настоящего криминального детектива, сделанного по всем правилам блистательного «Шерлока». Каждая серия (если она не с продолжением) заканчивается развязкой в духе «элементарно, д’Артаньян, убийца – один из гвардейцев кардинала или, на худой конец, Миледи».
Стоить отметить также абсолютную натуралистичность в изображении мрачного, грязного, «коррумпированного» Парижа начала 17 века, декорации для которого как будто взяты из какого-нибудь «Парфюмера» или «Видока». Особого внимания стоит знаменитый Двор Чудес, парижские кварталы, заселённые бродягами, ворами, публичными женщинами, монахами-расстригами, нищими поэтами и прочими маргиналами, на улицах которого и разворачиваются пресловутые «полудетективные» истории.
Да и кастинг здесь – удачный во всех отношениях. На роль д’Артаньяна был приглашён британский актёр Люк Паскулиано, известный по роли Фредди в сериале «Молокососы», роль Атоса досталась английскому актёру Тому Берку. Арамиса воплотил венецианец Сантьяго Кабрера, сыгравший Ланселота в драме канала BBC «Мерлин», Миледи сыграла английская актриса Мэйми Маккой, мелькнувшая в сериале «Секретарши». Но особый интерес, безусловно, представляют Портос в исполнении чернокожего актёра Хауарда Чарльза (точное попадание в роль), а также абсолютная звезда первого сезона «Мушкетёров» Питер Капальди в роли кардинала Ришелье, который заслуживает отдельного разговора.
Капальди – шотландский актёр и режиссёр, лауреат премий «Оскар» и BAFTA в номинации «Лучший игровой короткометражный фильм» за ленту «Жизнь прекрасна». А 4 августа 2013 года было объявлено, что Капальди выбран на роль 12-й инкарнации Доктора в культовом британском научно-фантастическом сериале «Доктор кто». Помимо этого, он играет короля Кинлоха в ожидаемой голливудской «Малефисенте». Неудивительно, что у актёра такого диапазона кардинал Ришелье получился предельно реалистичным, приближённым даже не к образу из романа Дюма, а к своему историческому прототипу.
Всё потому, что Ришелье в исполнении Капальди вовсе не опереточный злодей, а сильная, цельная, пускай и одиозная личность, способная не только решить практически любой вопрос, но и успешно противостоять как безвольному королю Людовику XIII, так и благородным мушкетёрам (при условии, что они нарушают его вполне здравомыслящие планы).
Все его действия, так или иначе, оправданы и предопределены как историческим, так и политическим контекстом. Его помешанность на контроле и жёсткость в принятии решений определены как внешними, так и внутренними обстоятельствами. Добавим к этому мрачный, но бесподобный юмор и особый взгляд на парижские события начала 17 века и получим абсолютного лидера, не лишённого притягательной харизмы и отрицательного обаяния, способного вытянуть на себе даже провисающий местами сюжет.
В феврале стало известно, что «Мушкетёров» продлили на второй сезон, и часть заслуги в этом, безусловно, принадлежит Капальди. Интересно будет посмотреть на рейтинги второго сезона, учитывая, что Капальди из-за чрезмерной загруженности в новых проектах, скорее всего, не примет участия в съёмках.
Осталось добавить, что британские «Мушкетёры» во всех отношениях практически ничем не уступают своим прямым конкурентам (псевдоисторическим хитам американского канала HBO) и скроены по единому рецепту: стильно + развлекательно + страстно (друзья д’Артаньяна да и сам гасконец даром времени не теряют и в каждой серии заводят новые интрижки). А что ещё, собственно, нужно зрителю? Судя по неплохим рейтингам, действительно, ничего особенного. BBC сделал правильную ставку на классический сюжет, приправленный детективной окраской. Что касается непосредственно воссоздания эпохи и исторического правдоподобия, то тут британскому телегиганту, в последнее время специализирующемуся на экранизациях жизни британских королей от Плантагенетов до Виндзоров, равных, в общем-то, нет.
Что же до отхода от исторической действительности и изменения до неузнаваемости классического канона самого романа, то тут следовало бы вспомнить слова самого Дюма, ставшие своеобразным девизом французского классика: «История – это гвоздь, на который я вешаю свои картины». Кто знает, возможно, данный «телегвоздь» пришёлся бы мэтру по душе. Во всяком случае, формат из сезонов и эпизодов Дюма бы явно одобрил. Ведь писатель и сам мастерски умел замедлять повествование с целью отсрочить драматическую концовку, эта особенность присущего ему стиля имела и весьма прозаическое объяснение.
Дюма платили за его романы, печатавшиеся отдельными выпусками, построчно, и он, соответственно, всеми силами стремился раздуть количество листов. Не забывая при этом, что один из основополагающих художественных законов исторического повествования заключается в том, что при любом количестве вымышленных персонажей всё остальное в нём должно более или менее соответствовать тому, что происходило в описываемый период в действительности. А этому принципу последняя телеверсия «Мушкетёров» следует на все 100 процентов.