Американский кинематограф 1970-х был богат на фильмы с длинными названиями: «Кто такой Гарри Келлерман и почему он говорит обо мне ужасные вещи?» Улу Гросба; «Шейла Левайн умерла и живёт в Нью-Йорке» Сидни Дж. Фьюри; «Из перемешанных дел миссис Бэзил Э. Фрэнкуайлер» Филдера Кука и – last but not least – «Всё, что вы хотели знать о сексе, но боялись спросить» Вуди Аллена.

Если вы чего и боялись, то Вуди Аллен не боялся ничего: в своей третье картине он обратился к самой, пожалуй, приватной теме человеческой жизни. Его фильм – это серия коротких скетчей, затрагивающих разные вопросы из сферы интимного. Например, почему некоторые женщины не испытывают оргазм и что происходит во время эякуляции. Естественно, серьёзных ответов на эти вопросы от Аллена ждать не стоит: ироничная тональность фильма задаётся с первых кадров, в которых множество кроликов игриво резвятся под песню «Let’s Misbehave».

Примечательно, что фильм Аллена – экранизация нашумевшей в своё время книги сексопатолога Дэвида Рубена. Причём это была не художественная книга, а своеобразный мануал о том, как заниматься сексом правильно. То есть, Вуди Аллену в каком-то смысле удалось экранизировать инструкцию – но удалось лишь благодаря нетривиальности своего сценарного и режиссёрского видения.

Несмотря на некую табуированность темы, в этом фильме нет ничего пошлого или оскорбительного. Картина состоит из семи новелл, многие из которых представляют собой блестящие пародии. Например, новелла «Почему некоторые женщины не испытывают оргазм?» мастерски стилизована под картины Микеланджело Антониони и Федерико Феллини: красивые интерьеры, отрешённые холодные женщины и Вуди Аллен в амплуа Марчелло Мастроянни. Одна из новелл («Каковы сексуальные извращения?») представляет собой телешоу, где участники должны угадывать сексуальные девиации; другая («Точны ли открытия медиков и клиник, которые занимаются сексуальными опытами и исследованиями?») – историю о злобном гении, эксперименты которого порождают гигантскую… грудь (причём только одну штуку!).

Так Вуди Аллену удалось внести в свою картину некую синефильскую составляющую, которая добавила фильму дополнительной иронии. Сам Аллен исполняет в некоторых новеллах главные роли (среди которых самая главная – роль сперматозоида в очках). Подобный нетривиальный взгляд на сферу интимного имел определённый успех: сборы фильма почти в 9 раз превысили бюджет на его создание. Критики, однако, говорили, что фильм получился очень неравномерным: некоторые новеллы выглядели глупыми и несмешными, в то время как другие получились тонкими, инсайтовыми и правдоподобными.

Некое обаяние этого фильма кроется как раз в той «оптике», с помощью которой режиссёр смотрит на проблему. Непредсказуемость трактовки – вот что делает картину интересной. Вместо адекватных, подкреплённых наукой ответов на серьёзные вопросы зритель получает историю любви доктора и овцы – или усатого мужчину в женском платье. Может быть, это часть глобального стёба над той серьезностью, с которой многие подходят к вопросам сексуальной жизни? Возможно, это даже некий вызов тем, кто пишет подобные книги: мол, а что бы вы посоветовали сперматозоиду, который не очень-то хочет отправляться в неизвестность?

Если рассматривать этот фильм в контексте всего творчества Вуди Аллена, то, пожалуй, это один из самых его «вудиалленовских» фильмов. В «Всё, что вы хотели знать о сексе, но боялись спросить» он мастерски смешивает пародии, цитаты и элементы фарса, приправляя это фирменным ироничным взглядом из-под очков в толстой чёрной оправе. И, пожалуй, это именно тот взгляд, которого не хватает многим серьёзным проблемам.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here